<p>Александра Петрачкова
Сергей Воропаев
Василий Кашин </p>
<p><strong>Скоро в России появятся особые экономические зоны. С китайскими ОЭЗ, внесшими
серьезный вклад в “экономическое чудо” этой страны, российские зоны будут
иметь мало общего. </strong> </p>
<p>Прежде чем закон об ОЭЗ был принят, министр экономического развития Герман Греф
в течение трех лет убеждал оппонентов из Минфина в том, что появление таких
зон необходимо для развития российской экономики. Создание особых зон — это
улучшение инвестиционного климата, говорил на заседании правительства, посвященном
этой теме, Греф. По его мнению, за счет ОЭЗ должна вырасти конкурентоспособность
российских товаров, развиваться наукоемкие производства и перестраиваться депрессивные
территории. </p>
<p><strong>Успех на Востоке </strong></p>
<p>Сторонники создания особых зон в первую очередь апеллируют к китайскому опыту.
В народной республике поставили самую амбициозную задачу — поднять экономику
страны в целом. С 1984 г. там было создано более 40 особых экономических зон,
открытых портов, зон свободной торговли и 53 технопарка. Они были отделены
от остальной территории страны границей, и там действовал особый налоговый
и таможенный режим. В инфраструктуру ОЭЗ значительные инвестиции вкладывало
и правительство — $15-17 млн на гектар территории. “В Китае работала очень
жесткая, прежде всего политическая, модель”, — говорит завкафедрой востоковедения
МГИМО Алексей Воскресенский. Это были очаги либерализма в плановой экономике.
Правда, за обман инвестора грозил расстрел, а на территории ОЭЗ действовал
фактически особый визовый режим и крайне либеральное трудовое законодательство.
Благодаря этому ежегодный экономический рост в зонах составлял 27%, а ограничения
на вывоз капитала и политическая поддержка инвесторов привели инвестиции и
в депрессивные регионы страны. С 2000 г. зоны в Китае постепенно сворачиваются,
поскольку уже дали эффект. </p>
<p><strong>Постсоветские зоны </strong></p>
<p>В Казахстане правительство не ставило задачи поднять экономику, а развивало
отдельные города, рассказывает экс-замдиректора Центра анализа общественных
проблем Канак Берентаев. В начале 1990-х гг. многие города и территории объявили
себя “налоговыми оазисами”, но в 1993 г. был принят закон, из-за которого только
одна зона — Лисоковск — подходила под статус особой. Сейчас в Казахстане работает
три зоны — Астана, Актау и Кызыл-Ординская область. “Зон не должно быть много,
и каждая должна выполнять свою задачу: развитие проблемных территорий или конкретных
отраслей”, — уверен Берентаев. Цель СЭЗ в Астане и Кызыл-Орде — развитие этих
территорий, а Актау — новый центр транспортировки нефти. </p>
<p>В Белоруссии начиная с 1996 г. было создано шесть зон в каждом областном центре
“для привлечения инвестиций и увеличения экспорта”, рассказывает чиновник белорусского
правительства.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/articles?30546