Каждый отдельный человек, преследуя лишь собственную выгоду, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения, и именно в это время человек часто действительно служат интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится сделать это.
Адам Смит (4)
Резюме
Тысячелетия люди обмениваются товарами, и тысячелетия пытаются разгадать загадку: каким образом рынок свободной конкуренции, где каждый участник обмена стремится к собственной выгоде, формирует такие цены товаров, которые оказываются равными ценам производства этих товаров.
Разгадка все эти тысячелетия лежала, как говорится, на поверхности: участники обмена соизмеряют вовсе не товары по трудозатратам или полезности, каждый из них в процессе обмена соизмеряет свою выгоду с выгодой своих конкурентов.
И если ни у кого из них в этом процессе нет никаких привилегий, стремление каждого к собственной выгоде закономерно формирует равенство всех выгод, формирует эквивалентный обмен, формирует «нормальную», объективную стоимость товаров.
Находки Маршалла
Стоимость – сущность, равенство величин которой в разных товарах делает эти товары равноценными: способными обмениваться друг на друга.
Что это за сущность?
Сторонники трудовой теории стоимости считают, что сущность эта не что иное, как величина воплощенного в товар труда всех производителей этого товара. Сторонники субъективно-психологической теории стоимости считают, что это – полезность товаров.
Альфред Маршал, пытаясь создать теорию формирования цены на основе синтеза трудовой и субъективной теорий стоимости, утверждал, что цену товаров определяют как издержки их производства, так и полезность товаров, влияющих на конечный результат через соотношение спроса и предложения.
Важной находкой Маршала является его мысль о том, что «естественная», «нормальная» величина стоимости формируется только в условиях равновесного рынка, где спрос уравновешен предложением.
Как теперь выясняется, идеи Альфреда Маршалла были так близки к адекватному отражению реальности, что остаётся только создать терминологический аппарат для точного описания сути его идей.
Терминологический аппарат
ТОВАР – объект обмена, способный удовлетворять какие-либо потребности людей (имеющий потребительные свойства). Стоимость товара определяется величиной стоимости воплощенного в нем труда всех его производителей, но такое соответствие имеет место быть только в условиях абсолютно равновесного рынка.
ЦЕННОСТЬ ТОВАРА – субъективные представления людей о величине потребительных свойств товара и величине его стоимости.
ЦЕНА ТОВАРА – все то, на что обменивается товар. Цена формируется рынком в «борьбе» диалектической системы «покупатель – продавец».
ВИД ТОВАРА – одинаковые с позиции покупателя товары.
СТОИМОСТЬ ТОВАРА – видовая цена товара. Цена товара данного вида. Пропорция, в которой данный товар обменивается на другие товары, включая различные виды денег. Стоимость формируется рынком в «борьбе» некоторого количества одновидовых систем «покупатель – продавец». Термины «цена» и «стоимость» правомерно считать синонимами, что уже имеет широкое распространение, но что пока еще не имеет теоретического обоснования. Здесь и далее эти термины употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые.
СТОИМОСТЬ ТРУДА – труд стоит ровно столько, сколько стоит созданный им товар. Труд, создавший никому не нужный на данном рынке товар не имеет на данном рынке стоимости. Труд, уничтожающий товары, имеет отрицательную стоимиосмть.
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – созданная трудом стоимость. Стоимость труда и добавленная этим трудом стоимость есть две стороны одной медали.
СТОИМОСТЬ ТРУДА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – добавленная трудом товаропроизводителя стоимость. В бухучёте эта величина распадается на несколько составляющих, включая фонд оплаты труда и прибыль. Причем, фонд оплаты труда включается в издержки производства товара, что нарушает логику теории автосоизмеряющихся стоимостей, где стоимость производства товара складывается из стоимостей труда всей череды производителей этого товара. Поэтому в предлагаемой теории стоимости производитель товара имеет самую примитивную форму предпринимателя-одиночки, не имеющего ни фонда оплаты труда, ни прибыли. У него есть только стоимость его труда, получаемая из выручки, за вычетом издержек производства товара. Такой подход способен создать ясную и яркую картину формирования эквивалентности в виде равенства между ценой товара и средневидовой ценой его производства. Рассмотрение процесса формирования эквивалентности, основанного на равенстве прибылей с равных величин авансированного капитала, такой ясной картины эквивалентности не даёт. Но в реальном товарообмене оба подхода используются, и дают один тот же практический результат – относительную удовлетворенность обменом основной массы его участников в связи с осознанием ими наличия эквивалентности обмена.
СТОИМОСТЬ (цена) ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – сумма цен труда всей череды производителей товара. Сумма стоимости труда производителя товара со стоимостью издержек производства товара.
СРЕДНЕВИДОВАЯ (среднеотраслевая) СТОИМОСТ ТРУДА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – стоимость труда производителя при средневидовых экономических показателях, включая средневидовые издержках производства товара данного вида. Сумма средневидовых издержек производства товара со средневидовой стоимостью труда производителя на единицу товара данного вида образует средневидовую стоимость производства этого товара. Стремление производителя данного товара в процессе обмена получить такую цену, которая покрывает средневидовые издержки производства товара, и даёт возможность оценить свой труд не ниже труда своих конкурентов, рождает в равновесном рынке цену товара, равную средневидовой цене производства этого товара.
СРЕДНЕРОЫНОЧНАЯ (средняя межотраслевая) СТОИМОСТЬ ТРУДА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – величина стоимости труда производителя, исчисляемая на равные величины издержек производства, к которой имеют тенденцию стремиться – (за счет переливов средств из менее прибыльных видов предпринимательства в более прибыльные, и за счет формирования соответствия между спросом и предложением на все виды товаров данного рынка) – средневидовые стоимости труда производителей всех видов товаров. Стремление производителей любых видов товаров покрыть ценой товара средневидовые издержки его производства и получить цену за свой труд на данную величину издержек, не меньшую, чем цена труда других средневидовых производителей на такую же величину издержек, формирует цены всех товаров данного рынка в соответствии со средневидовой ценой их производства.
РЫНОК – институт обмена товарами.
РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешен предложением, за счет чего в это время имеют место быть неизменные цены.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАВНОВЕСНОГО РЫНКА – Анализ и обобщение всего многообразия условий формирования равновесного рынка, сводят это многообразие к двум условиям.
Первое – количество участников обмена должно быть достаточным, для рождения конкуренции как между покупателями, так и между производителями.
Второе – вмешательство общественной власти в работу конкретного рынка допустимо и обязательно, но только для уничтожения монополизации каких-то элементов рынка и привилегий каких-либо участников обмена.
АБСОЛЮТНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, равных средневидовым ценам производства товаров (на уровне объективных цен, объективных величин стоимостей товаров). Рынок, формирующий эквивалентный обмен.
СУБЪЕКТИВНОЕ СМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ТОВАРА – величина стоимости товара, на которую увеличивается или уменьшается объективная величина стоимости товара, когда рынок уходит из точки абсолютного равновесия.
ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, имеющих субъективное смещение, относительно объективных цен товаров.
СУБЪЕКТИВНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБМЕНОМ ОСНОВНОЙ МАССЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ – центральный элемент процесса формирования эквивалентного обмена. На практике выглядит в виде признания основной массой участников обмена объективности цен товаров и прибылей их производителей.
Многие исследователи пытаются построить теорию товарообмена, опираясь на абсолютно объективные параметры эквивалентности обменивающихся товаров. Причем, даже не пытаясь эту эквивалентность представить в виде объективной основы субъективной удовлетворенности обменом его участников, как будто товары обмениваются сами по себе, без субъектов обмена.
На самом же деле, если даже товары и имели бы объективную эквивалентность, то она должна была бы отразиться в сознании участников обмена, формируя в нем субъективную удовлетворенность обменом, без которой невозможен процесс обмена.
Объективной основой субъективной относительной удовлетворенности обменом его участников является не эквивалентность обменивающихся товаров по каким-то их внутренним параметрам, а эквивалентность определенного рыночного положения каждого участника обмена с аналогичным рыночным положением его конкурентов. Проще говоря, эта эквивалентность есть не что иное, как равенство выгод при обмене конкурирующих субъектов обмена.
Для конкурирующих покупателей это равные цены на одинаковые товаров у всех продавцов и для всех покупателей.
Для конкурирующих производителей это равные цены своего труда (или равные прибыли) с равных величин издержек.
Для продавцов, конкурирующих с покупателями, это покрытие ценой товара издержек его производства и получение равных цен труда продавцов (или прибылей) с равных величин издержек.
-------------------------------------------