Административная реформа налоговой системы.
Налоговая система многим из нас представляется как казенная контора с большим количеством народа в приемной. Каждый что то хочет сдать или получить. В коридорах душно, лавочек нет. Сотня объявлений и бумажек на стенах. Реклама, справки и что то типа лозунгов. «Налогоплательщики!!! Сдавайте отчетность и платите налоги заранее, а не в последний день», «Посторонним вход воспрещен» (Налогоплательщик вроде не посторонний), «Читайте справочную информацию на стендах во избежании вопросов инспекторам» (на стенде ссылка на «Гарант» и «Консультант» на правах рекламы), «Туалет закрыт» (странно, но дверь открыта и инспектора ходят туда), приемные дни понедельник и среда (странно, а НК тоже действует по приемным дням?). Дальше «оборонительного рубежа» сотрудники ЧОП ,или просто «охрана», не пускают. Там за «рубежом» отделяющем простого «смертного» от «право имеющего» творится судьба простого налогоплательщика. Там проводятся тайные совещания, руководство подписывают бумаги об аресте счета и проверках.
Про налогоплательщика могут просто забыть. Он не сдает отчеты, не платит налоги и существует лет 5-7, но ни одной проверки или запроса. Он потерян среди груды бумаг в коридоре налоговой. Его отчеты лежат не проведенные среди груды бумаг в коридоре или даже подвале налоговой. На запросы налогоплательщик или не отвечает или отвечает ерунду.
Налогоплательщик может создавать «бурю эмоций» в налоговой инспекции. Проверки после каждого отчетного периода. Постоянные запросы, вызовы и звонки.
По практике: налоговая любит ответственных и исполнительных, как в прошлом Коммунистическая партия. Болтунов и разгильдяев в налоговой не любят. Судиться и ругаться – это время и деньги. Возможно главный бухгалтер разгильдяй и есть выход для руководства которое не хочет налоговой проверки и внимания налоговиков!!!
На сколько эффективна у нас система контроля в государстве? Не занимается ли налоговая инспекция простым поеданием государственных денег налогоплательщиков выполняя формальные и «заказные» функции государственного органа?
Давайте хоть на миг представим себя добросовестными и патриотичными гражданами РФ которые радеют за пополнение государственного бюджета как основного источника финансирования больниц, детских садов и яслей, школ, армии и милиции. Давайте забудем на время про чиновничьи коттеджи и машины «с мигалками». Давайте поверим в государство, чей источник доходов есть налогоплательщики и налоговая как их контролер.
Проблемы налогового контроля на примере Москвы:
1. Низкая квалификация кадров. На фоне очередей и напряженной работы в кабинетах налоговой видна волокита, чаепитие и бюрократия. На фоне глобальных идей по типу перехода на Международную систему финансовой отчетности (МСФО) и усложнения законодательства – в кабинетах налоговых, увы, пенсионеры бездельники и молодежь стажировщики. Могу копать – могу НЕ копать. Концы в воду, а точнее в текучку кадров. Блокировали расчетный счет, ах пардон, этого и.о. уже нету, уволилась, сейчас другая и.о. лет так 23 вникает в суть дела.
Сдали отчет лично на бумаги и на дискете, ах пардон, утеряно, дайте еще раз. В коридорах налоговой пахнет жрачкой и бумагой, обстановка не рабочая. У всех желание провести время до 18-00 и уйти домой. Всем на все по наплевать.
Была такая цыпочка в 4 налоговой которая готова была идти со мной не то что к своему руководству, а в Европейский суд по вопросу неправомерности сдачи декларации по НДС после окончания сроков сдачи отчетности. Я задолбался ей объяснять то декларация то уточняющая….
2. Помещения узкие, далеко от метро и в 2-3 корпусах порой до 3 км друг от друга. Пример: ИФНС 5 по Москве. Рощинская и Шабловка. Забодался ездить туды - сюды. Стоять в коридорах в дни сдачи отчетности – издевательство. 46 налоговая тоже песня. Кто додумался ее разместить в поле у реки подальше от людей. В январе регистрировал организацию на себя, явка обязательна. Мерз у стен налоговой 2 часа до открытия. Может помнит кто в Москве в январе 2006 года морозы!!! Особая благодарность 4 ИФНС. Можно дойти до руководителя налоговой и не остановят.
3. Несущественные изменения в отчетности влекущие отказу от принятию старых форм. Пример Белоруссию ввели – Белоруссию вывели. Нам, при всем уважении к этому Братскому народу, до Белоруссии как до Китая транзитом через Югославию при чем ползком. У нас отчеты вообще нулевые были, а без Белоруссии не приняли… обидно. В правом верхнем углу документ т.е. форма не та.
Достижением лояльности к налогоплательщику является то что можно не заполнять страницы где нет данных т.е. нулевые, но не значит что при нулевой отчетности можно слать лишь титульный лист с печатью. Нужно хоть основные листы, но дать.
Не проще ли было налоговой и налогоплательщику за место нулевых деклараций принимать СПРАВКУ об отсутствии объекта налогообложения? Ну нету у нас ФОТ и соответственно ЕСН и ПФ, а так же выручки и соответственно НДФ и Прибыли. Может вообще еще и р\с и ККМ нет. А зачем сдавать декларацию по налогу на имущества если имущества нет? Один лист заменяет кипу бумаги. Кому нужна эта кипа коли там нули?
4. Отсутствие организации или плохая организация сотрудников налоговой инспекции. Каждый из нас сталкивался с ситуацией по типу «один работает – трое чай пьют». Один документ обсасывается и обдумывается по 2-3 часа до его реального принятия к исполнению. Сотрудники… как было сказано выше ждут конца дня и всячески способствуют этому в виде технологических и технических перерывов, консультации с руководством.
5. Хамство и беспредел сотрудников инспекции. В руководстве отделов сидят малолетки под клеймом «и.о.». Исполняющий обязанности начальника, заместителя, инспектора, исполняющий прочие обязанности даже тех что не обязаны (ипо) и т.д.. Увольнять не кого и так нехватка штатного состава. Приходится терпеть, плюс круговая порука. Похоже на универмаг 80-х… дефицит, кушать хочется… ну и что обвешивают, зато купил колбасы и мяса.
6. Сложность законодательства. Накрутили – навертели, а выход то прост. Просто обналичка, фиктивные договоры и простой русский пофигизм. Вопрос: ну и зачем тогда забор городить коли все равно ни кто ни чего не платит. Откупаются, устраивают пожар или наводнение, ликвидируются или просто игнорируют налоговые органы, а они игнорируют их. Количество поступлений в бюджет не зависит от законов, зависит от страха перед законом. Чем больше всех этих бумажек, тем меньше страх. Закон должен быть конкретный и понятный для всех. Мол или платишь или нет.
Юмор:
Дураку закон не писан,
Коли писан то не читан,
Коли читан то не понят,
Коли понят то не так.
В принципе, не так то сложно разработать налоговый кодекс простой, ясный и эффективный с позиции проверки и главное поступлении денег в бюджет.Дерзкие предложения руководству страны по налоговой реформе:
1. НДС с выручки. Пусть 3-5%, но без зачетов и льгот. Как ни странно, но один из самых сложных и проверяемых налогов самый дырявый.
2. Уголовная ответственность за не применение ККМ. От бабусек просящих милостыню и торгующих семечками и воблой до агентств по недвижимости, рынков автомобилей, продуктовых рынков и т.д.. Отчетность по ККМ и так подделывают, так еще и вообще чек не выдают! Лимит уменьшить…. Свыше 20 000 рублей – через банк. По фиг какой. Приходишь, отдаешь заполненную бумажку с реквизитами, платишь и получаешь по факту прихода денежных средств. Срочность меняем на легальность.
3. Понятие о минимальной прибыли для целей налогообложения и ликвидация коммерческих организаций имеющих убыток в течении продолжительного времени, например года. Минимальную прибыль рассчитывать экономическим путем открыто. Коли организация не выдерживает конкуренции и не может поддержать экономическую устойчивость – то на данном рынке ей не место.
4. Минимальные ставки сотрудников определенных должностей и уголовная ответственность за зарплаты «в конверте». Тут еще влияет моральные и этические устои сотрудника. Ни копейки в «черную»!!! Платить налоги это обязанность организации, а не сотрудников. Сотрудников интересует чистый доход в трудовом договоре, а ЕСН и НДФЛ – это не забота сотрудников. Ответственность сотрудников за соучастие.
5. Ведение обязательной выплаты зарплаты на р\с физлицам (Сберкнижка, пластиковая карточка, счет в банке). Минимизация лимита по кассе и расходов наличных денежных средств.
6. Универсальная отчетность. Основные взаимосвязанные показатели, а дальше крутите их как знаете. Не за чем проблему статистического и социологического исследования возлагать на налогоплательщиков. Одна форма, а далее водите в базу и крутите как знаете.
На правах подготовительного материала к диссертации по теме «Административная реформа налоговых органов» аспиранта Сергеева Ярослава Владимировича.