ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2006 года Дело N Ф04-2593/2006(22276-А67-31)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу предпринимателя Андреева Сергея Владимировича на решение от 22.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7320/05 по заявлению предпринимателя Андреева Сергея Владимировича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Андреев Сергей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1.2, 1.3, 1.4, а также пункта 2 в части начисления налоговых санкций в размере 25586,30 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 58480 руб. и пени в размере 3717,47 руб. решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Томской области (далее - Инспекция) от 28.03.2005 N 133 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением арбитражного суда от 22.07.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. В части отказа предпринимателя от требования, касающегося взыскания налоговой санкции в размере 150 руб. за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, суд производство по делу прекратил.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты. Решение Инспекции от 28.03.2005 N 133 признать недействительным в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 11584 руб. (пункт 1.2), по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 7372,40 руб. (пункт 1.3), по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6629,50 руб. (пункт 1.4), предложения уплатить налоговые санкции в сумме 25586,30 руб. (пункт 2.1 "а"), восстановленного НДС в сумме 58480 руб., пени в сумме 3717,47 руб. (пункт 2.1 "в").
По мнению заявителя жалобы, на момент привлечения налогоплательщика к ответственности на основании пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации С.В.Андреев исполнил предусмотренную пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность и представил в налоговый орган документы, приведенные в пункте 6 названной статьи Кодекса; поскольку положения пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат расширительному толкованию, выводы суда об "утрате" налогоплательщиком права на освобождение от уплаты НДС и привлечении С.В.Андреева к налоговой ответственности не основаны на законе; предоставление документов в подтверждение обоснованности применения права на освобождение от уплаты НДС с опозданием не дает налоговой инспекции права восстанавливать налог. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает эту возможность только в случае непредставления документов, предоставления документов с недостоверными сведениями или нарушения всем известного правила "за 3 месяца - сумма выручки не более одного миллиона рублей".
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от налогового органа не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя С.В.Андреева по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления и перечисления): НДФЛ и ЕСН за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, НДС за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, отраженным в акте от 14.03.2005 N 96, Инспекцией вынесено решение от 28.03.2005 N 133 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в виде штрафа в размере 25586,30 руб. (в том числе: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 11584,40 руб.; по пункту 1 статьи 119 Кодекса - 7372,40 руб.; по пункту 2 статьи 119 Кодекса - 6629,50 руб.).
В пункте 2 названного решения предпринимателю С.В.Андрееву предложено уплатить за 2004 год неуплаченную сумму НДС - 58480 руб. (в том числе: за II квартал - 13259 руб., за III квартал - 19002 руб., за IV квартал - 26219 руб.), пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 3717,47 руб., а также налоговые санкции.
В качестве основания в решении указано нарушение налогоплательщиком пункта 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации и утрата предпринимателем с 01.04.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, поскольку уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, было подано предпринимателем несвоевременно (вместо 20 апреля 2004 года оно было направлено по почте 30 апреля 2004 года).
Предприниматель, не согласившись с данными выводами налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что в установленный срок (до 20.04.2004) заявитель не воспользовался своим правом на продление освобождения с 01.04.2004 и безосновательно продолжал им пользоваться во II, III и IV кварталах 2004 года.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций не учли следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.
Согласно пункту 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 данной статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей; уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель С.В.Андреев использовал право на освобождение от уплаты НДС в период с 01.04.2003 по 31.03.2004.
Следовательно, указанные в статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации документы должны быть представлены предпринимателем в срок до 20.04.2004.
Предприниматель, направив в адрес Инспекции необходимые документы 30.04.2004, нарушил требования статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, и уведомление о продлении данного права (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
В данном случае арбитражным судом установлено, что необходимые документы направлены в адрес Инспекции 30.04.2004 (при сроке представления не позднее 20.04.2004), то есть с нарушением установленного срока.
На момент привлечения налогоплательщика к ответственности на основании пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель исполнил предусмотренную пунктом 4 указанной статьи обязанность и представил в налоговый орган необходимые документы.
Этого обстоятельства налоговый орган не оспаривает.
Более того, согласно письму Инспекции от 06.05.2005 N 08-05-5524 уведомление предпринимателя было рассмотрено работником отдела контроля налогообложения физических лиц.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации
не установлено, что предусмотренные в нем негативные последствия наступают в случае непредставления налогоплательщиком документов в определенный законодательством о налогах и сборах срок.
Поскольку положения пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат расширительному толкованию, судебные инстанции необоснованно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, доказательств несоблюдения предпринимателем ограничений, установленных статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации, в период с 01.04.2003 по 31.03.2004 налоговым органом в нарушение пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, основаны на неправильном применении норм материального права, кассационная инстанция считает судебные акты в части отказа в удовлетворении требований предпринимателя подлежащими отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7320/05 в части отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отменить и в указанной части принять новое решение.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Томской области от 28.03.2005 N 133 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 11584 руб. (пункт 1.2), по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 7372,40 руб. (пункт 1.3), по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6629,50 руб. (пункт 1.4), предложения уплатить налоговые санкции в сумме 25586,30 руб. (пункт 2.1 "а"), неуплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 58480 руб. (пункт 2.1 "б"), пени в сумме 3717,47 руб. (пункт 2.1 "в").
В остальной части решение от 22.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2005 по настоящему делу оставить без изменения.
Возвратить предпринимателю Андрееву Сергею Владимировичу госпошлину в размере 150 рублей, перечисленную по квитанциям от 15.03.2006 N 72, от 19.04.2006 N 83.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.