У нас на предприятии начинается проект по быстрому закрытию (Fast close), бухгалтеру приказывают делать проводки без первичных документов (на расходы, например, без счетов от энергетиков, от связистов). Разве так можно?
У нас на предприятии начинается проект по быстрому закрытию (Fast close), бухгалтеру приказывают делать проводки без первичных документов (на расходы, например, без счетов от энергетиков, от связистов). Разве так можно?
Существующая практика показывает, что для российских предприятий критическим целевым сроком является 10 число месяца, следующего после отчетного. Как правило, в этот срок отчетность может быть сформирована в основном на фактических данных, отраженных в бухгалтерском учете.
Исключение составляет ограниченное число операций, отражаемых в учете с применением метода оценки, таких как, например, операции, связанные с получением первичных документов от третьих лиц.
На практике с целью ускорения процессов подготовки отчетности оценочные значения применяются для тех видов хозяйственных операций, которые фактически уже состоялись, но по которым к целевому сроку отсутствуют первичные документы, т.е. отражение в учете и отчетности «неотфактурованных» поставок.
Типичными для многих являются операции:
- по признанию расходов и кредиторской задолженности по консультационным услугам, услугам связи и транспорта, а так же по стоимости использованной элетро (тепло) энергии;
- по признанию доходов и дебиторской задолженности по выполненным строительно-монтажным работам, по продажам товаров на экспорт (т.н. «временные декларации») или на условиях франко-станция получателя.
Учетные записи по «неотфактурованным поставкам (закупкам)» осуществляются непосредственно на счетах учета запасов, расходов или, соответственно, доходов с одновременным признанием задолженности конкретных контрагентов с присвоением специальных аналитических кодов для последующего мониторинга этих операций. В отношении материально-производственных запасов этот порядок достаточно подробно описан в разделе 5 Приказа Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
Учетные записи просты:
- Д 20 (23, 25, 29) – К 60 – приобретена электроэнергия и признана кредиторская задолженность за нее
- Д 19 – К 60 – учтен НДС «входящий»
- Д68 НДС – К 19 – НДС предъявлен к вычету
- Д 43 – К 20 (23,25,29) – готовая продукция оприходована на склад
- Д 90 – К 43 – готовая продукция отгружена покупателям
- Д 62 – К 90 – признан доход от продажи и дебиторская задолженность
Но в какой оценке следует их произвести?
Единственный выход – это применение учетных цен на неотфактурованную закупку.
Многими предприятиями – потребителями электроэнергии в такой ситуации применяются в качестве учетных цен – «индикативные цены на электрическую энергию и индикативные цены на мощность», которые установлены для покупателей - субъектов оптового рынка электроэнергии (мощности) на 2009 год Приказом ФСТ РФ от 02.12.2008 № 311-э/3.
Не дожидаясь получения первичных документов от поставщиков многие предприятия применяют свои собственные внутрифирменные документы неунифицированной формы с соблюдением необходимых реквизитов. При этом в Графике и Порядке документооборота ответственность за подготовку подобной Справки по количеству и учетной стоимости потребленной электроэнергии целесообразно закрепить за Службой Главного энергетика (если речь идет о потребленной электроэнергии).
На основании такой Справки в учете будут произведены соответствующие записи:
- Д 20 (23, 25, 29) – К 60 – 15 556,5 руб. - приобретена электроэнергия и признана кредиторская задолженность за нее
- Д 19 – К 60 – 2 373,03 руб. - учтен НДС «входящий» по неотфактурованной поставке
и далее – полный цикл расчета себестоимости произведенной продукции и ее продажи покупателям, а так же формирование финансовых результатов (прибылей или убытков от продажи) и подготовка отчетности в установленный срок – 10 числа.
20 числа следующего месяца, когда получены все расчетные документы по электроэнергии следует сделать Справку об отклонениях и на ее основе внести корректировки в учет.
Для достижения цели подготовки финансовой отчетности в режиме «быстрого закрытия» следует использовать неунифицироввнные первичные документы:
- документы, оформленные в соответствии с требованиями российского законодательства и внутренних регламентов компании;
- ксерокопии документов, оформленных не полностью, с точки зрения соответствия требованиям российского законодательства, и направленных на переоформление контрагентам для дальнейшей замены.
При этом внутренние регламенты компании должны устанавливать сроки замены документов, ответственность сотрудников за соблюдение этих сроков, а также порядок контроля и меры дисциплинарного взыскания при нарушении сроков представления документов;
- справки, заменяющие не полученные к моменту подготовки отчетности документы, содержащие оценочные показатели по предполагаемым доходам (расходам).
Под «оценочными показателями» понимаются измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, отраженные в справках, составленных ответственными сотрудниками компании на основании оперативных внутренних документов (отчетов, планов, смет и т.п.).
При этом предполагается изменение Порядка документооборота для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и персональной ответственности за нарушение установленного Порядка документооборота. По документам, заменяющим первичные документы, полученные от контрагентов (например, реестры, справки, составляемые непосредственно в подразделениях), разрабатываются и утверждаются внутренним локальным актом конкретные формы, являющиеся составной частью Порядка документооборота.
В любом случае – правила применения любых оценочных значений (а применение учетных цен при неотфактурованных поставках – это типичный случай), алгоритмы их расчета, правила корректировки учетных данных по результатам анализа их отклонений – это есть элемент учетной политики предприятия.
Действительно, следует различать уже фактически состоявшиеся события (закупки, продажи) – это «неотфактурованные поставки», и события, не состоявшиеся в реальной жизни в отчетном периоде, но, несомненно, по своему экономическому содержанию относящиеся к отчетному периоду.
Типичными примерами таких операций являются годовые премии (бонусы) персоналу предприятия, расходы на аудит отчетности прошедшего финансового года, резервы на оплату отпускных, гарантийные обязательства, расходы на рекультивацию земель.
В отношении подобных операций применяются правила начисления резерва предстоящих расходов (типовая запись Д 20 «Основное производство» или Д 91 «Прочие расходы» или Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К 96 «Резерв предстоящих расходов»).
Типичный пример таких резервов - это резерв под выполнение ликвидационных обязательств, связанных с эксплуатацией основных средств.
Рассмотрим подробнее:
Деятельность в некоторых отраслях промышленности оказывает существенное влияние на окружающую среду (металлургия, добыча полезных ископаемых, трубопроводный транспорт). В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и условиями лицензий (разрешений) на эксплуатацию объектов основных средств предъявляются требования по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий в конце срока полезного использования активов.
В некоторых случаях, при отсутствии законодательно установленных требований, организация может брать на себя добровольное обязательство по рекультивации земель, захоронению опасных объектов, осуществлению иных природоохранных мероприятий при ликвидации объекта основных средств (далее – ликвидационное обязательство).
Природоохранные мероприятия могут осуществляться, например, в отношении различных скважин, карьеров, хвостовых хранилищ, отстойных прудов и пр. объектов основных средств.
Работы по рекультивации земель, осуществление иных природоохранных мероприятий требуют предстоящих затрат, следовательно, резервирование средств и отражение этой операции в бухгалтерском учете Общества является необходимым.
Ликвидационное обязательство подпадает под сферу действия Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н (далее – ПБУ 8/01). В соответствии с п. 4 ПБУ 8/01 к условным обязательствам относятся:
- существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения существует неопределенность;
- возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо ненаступлением будущих событий, не контролируемых организацией.
Принятые организацией обязательства по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий являются обязательствами, существующими на отчетную дату, в соответствии с законодательством, внутренней политикой или условиями договора. Однако в отношении величины данного обязательства и срока его погашения имеется неопределенность.
Поэтому ликвидационное обязательство относится к первой категории из двух указанных.
Последствиями условных обязательств является их признание в бухгалтерском учете путем создания по ним резерва. В соответствии с п. 8 ПБУ 8/01 организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, при одновременном выполнении следующих условий:
- существует высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Такие вероятности свидетельствуют о том, что у организации нет возможности отказаться от исполнения обязательства исходя из требований договора, действующего законодательства.
- величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.
Если согласно действующему законодательству или условиям договора у организации нет возможности отказаться от исполнения обязательства, а также имеется высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод, то выполняется первое условие признания.
Обоснованная оценка величины ликвидационного обязательства проводится, как правило, на основе международной практики ведения бухгалтерского учета, закрепленной в IAS 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 24 IAS 37 за исключением крайне редких случаев, организация всегда способна определить диапазон возможных величин и на этом основании может дать обязательству оценку, которая достаточно достоверна в целях признания резервируемого обязательства в финансовой отчетности.
Прогнозируемые затраты на выполнение ликвидационных обязательств в будущем можно оценить на основании следующей информации:
- о суммах расходов, понесенных на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий при предыдущей ликвидации объектов основных средств;
- пробных запросов в подрядные организации;
- данных маркетинговых исследований: прайс-листов порядных организаций на выполнение необходимых работ в том же географическом регионе;
- общедоступной информации по другим компаниям отрасли;
- или иных экономически обоснованных и документально подтвержденных данных из других источников.
Первоначальная оценка величины резерва под ликвидационные обязательства подразумевает под собой оценку величины ликвидационного обязательства в денежном выражении (п. 14 ПБУ 8/01). Ликвидационные обязательства формируются и оцениваются в отдельности, по каждому объекту основных средств (п. 16 ПБУ 8/01).
Согласно п. 15 ПБУ 8/01 для оценки в денежном выражении условного обязательства организация делает соответствующий расчет, который должен основываться на информации, доступной организации по состоянию на отчетную дату. Организацией должно быть обеспечено подтверждение такого расчета.
В частности для оценки величины ликвидационного обязательства может составляться Смета-прогноз затрат по всем видам природоохранных мероприятий, проводимых при ликвидации объекта основных средств. Смета-прогноз составляется исходя из:
- обоснованных данных, предоставленных структурным подразделением, инициирующим расходы на строительство или приобретение объекта основных средств, техническими службами или данных независимых экспертов;
- данных о суммах расходов, понесенных на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий при предыдущей ликвидации объектов основных средств;
- данных маркетинговых исследований: прайс-листов подрядных организаций на выполнение необходимых работ в том же географическом регионе;
- статистической информации по другим компаниям отрасли.
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей».
А налоги как рассчитать с учетом таких «резервов»?
Непонятно...
Начисление резервов по фактически не совершившимся событиям не оказывают никакого влияния на расчет налоговых обязательств по НДС и по налогу на прибыль, т.к. они не принимаются в расчет налогооблагаемой базы в принципе.
Предмет для обсуждения имеется в отношении НДС принимаемого к вычету (Д 68 НДС – К 19) по неотфактурованным поставкам. На момент формирования отчетности отсутствуют как документы от поставщиков, свидетельствующие о факте совершенной хозяйственной операции (товарные накладные, акты выполненных работ), так и счета-фактуры. Согласно ст. 169 НК РФ именно счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.
То есть прямое прочтение Налогового кодекса наводит на мысль о том, что, если на дату формирования отчетности (например, 10 января) счет-фактура отсутствует, то запись в учете Д68НДС – К19 не должна была бы производиться. Однако это не совсем так.
Налоговый кодекс ничего не говорит об организации бухгалтерского учета и правилах формирования бухгалтерской отчетности.
НК РФ оперирует понятиями налогового законодательства и все, что имеется в виду когда речь идет о предъявлении НДС к вычету, имеет отношение к налоговой декларации по НДС, а именно к показателям раздела 3 (строка 220 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету»).
Статьей 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. К этой же дате должна быть сформирована Книга покупок.
С практической точки зрения можно в бухгалтерской учете сделать запись Д68НДС-К19 (тем самым в отчетности уменьшить свои обязательства перед бюджетом), если имеется уверенность в том, что к 20-му числу месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, счет-фактура и товаросопроводительные документы поступят в организацию.
Аналогичные подходы должны применяться и при формировании налоговой базы по налогу на прибыль – записи в налоговом учете по признанию расходов производятся, не дожидаясь получения первичных документов, если имеется уверенность, что документы поступят в периоде реального формирования налоговой декларации.
Критерии оценки вероятности поступления счетов-фактур и первичных документов по неотфактурованным поставкам – это предмет профессионального суждения и элемент учетной политики.
Согласно международному стандарту аудита МСА 540 "Аудит оценочных значений" под оценочными значениями понимаются исчисленные руководством экономического субъекта приблизительные значения показателей бухгалтерской отчетности, допустимые в соответствии с правилами бухгалтерского учета при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних по отношению к экономическому субъекту, оценок.
Существенные оценочные значения должны обязательно проверяться и утверждаться руководством аудируемого лица. Методы расчета оценочных значений должны найти отражение в учетной политике организации.
Наличие в финансовой (бухгалтерской) отчетности оценочных значений увеличивает риск ее существенных искажений. Искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности может явиться следствием ошибок и недобросовестных действий, при этом согласно Правилу (стандарту) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»:
- ошибка - непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:
- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;
- неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;
- ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.
Наиболее типичной ситуацией, на которую аудитор обратит внимание, является вероятное искажение размера дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с покупателями и поставщиками в тех случаях, когда имело место авансирование поставки. Речь идет, например, о тех случаях, когда в целях уменьшения сроков подготовки отчетности компания – продавец в отчетности признает доходы от продажи с соответствующим начислением дебиторской задолженности (запись Д 62 Расчеты с покупателями и заказчиками – К 90 Продажи), однако в силу отсутствия к целевому сроку документов, подтверждающих задолженность конкретных предприятий-покупателей, остается в пассиве баланса кредиторская задолженность по полученным авансам.
Т.о. нельзя исключить вероятность завышения показателей по строкам бухгалтерского баланса 240 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 620 «Кредиторская задолженность». Абсолютная величина искажения неизвестна, что не позволяет аудитору сформировать мнение о достоверности этих показателей, и он вынужден отказываться от выражения мнения о достоверности отчетности в этой части.
Для того, чтобы минимизировать споры с аудитором, следует предпринять ряд практических действий:
- все применяемые в организации правила применения оценочных значений и сами учетные процедуры должны быть максимально подробно описаны в бухгалтерской и налоговой учетной политике;
- начиная реализацию проекта «быстрое закрытие отчетности» (fast close) надо обсудить с аудитором организации допустимый уровень погрешности, превышение которого поставить аудитора в некомфортное положение (как правило, аудитор чувствует себя комфортно, если погрешность по основным статьям отчетности не превышает 2-3%);
- в ходе реализации проекта «fast close» аудитор должен регулярно присутствовать на заседаниях рабочей группы реализации проекта и быть в курсе его продвижения к намеченной цели; основные документы проекта должны быть доведены до сведения аудитора и желательно акцептованы им;
- на этапе реализации проекта «fast close» методом последовательного приближения следует добиваться минимизации погрешности оценочных значений по неотфактурованным поставкам (по сравнению с фактическими показателями) до достижения согласованного с аудитором «комфортного» уровня.
Многолетний опыт ФБК в реализации подобных проектов показывает, что на это уходит не менее 4-5 месяцев;
- при проведении аудита отчетности следует аудитору представить справки по расхождениям стоимостных и натуральных показателей по неотфактурованным поставкам; учетные записи по неотфактурованным поставкам должны быть понятно и легко идентифицируемы в общей учетной системе.
Компания ФБК имеет опыт сопровождения проектов по быстрому закрытию, если вопросы остаются в практическом плане, то мы поможем.
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)