Возможность создания открытого перечня «серых» схем обсуждается представителями и власти, и бизнеса не первый год. Но только в начале 2006 г. наметились некоторые подвижки: о своем намерении создать такой список заявил Высший арбитражный суд России (ВАС), который пообещал не затягивать с его разработкой. Причем в своем документе ВАС намерен перечислить не только все известные ему незаконные приемы минимизации налогов, но и прописать возможные правовые последствия, которые могут наступить при их использовании. Судьи планируют освободить от административной и уголовной ответственности тех предпринимателей, которые оптимизировали налоги, используя способы, не упомянутые в текущей версии списка. С таких налогоплательщиков взыщут только недоимку и пени.
Вслед за арбитражным судом в процесс активно включилась налоговая служба. Теперь налоговики не просто высказываются о необходимости создания рейтинга наиболее популярных способов уклонения от уплаты налогов: они грозят уже в кратчайшие сроки разместить наработки на своем официальном сайте. Многие представители бизнеса одобряют инициативу составления «черных списков». Это неудивительно: предприниматели с воодушевлением принимают любую идею, дающую шанс хоть как-то упорядочить и формализовать отношения с налоговиками. Они надеются, что после создания такого «справочника» они будут по крайней мере точно знать, чего делать не следует. «Сейчас бизнес, используя ту или иную схему оптимизации, автоматически попадает в группу риска, – прокомментировал RBC daily замглавы комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. – Он не уверен в правомерности своих действий. Налоговые органы должны рассказать, от каких приемов налогоплательщику необходимо отказаться, если он не желает нести ответственность. Это позволит установить партнерские отношения между фискальными органами и налогоплательщиками».
Сторонники иной точки зрения, напротив, предсказывают, что существование перечня приведет лишь к обострению отношений между инспекторами и налогоплательщиками. Эксперты не исключают, что в «черный» список попадут вполне законные схемы, которые даже не всегда используются для налоговой оптимизации. Они опасаются, что помимо лжеэкспорта, искусственного раздувания расходов и различных методов занижения импортной стоимости товаров, в перечень могут попасть, к примеру, некоторые случаи использования упрощенного налогообложения. В результате многие добросовестные налогоплательщики, особенно среди малых и средних предприятий автоматически могут попасть под подозрение фискальных органов. «
Нет универсальных схем, – заявил RBC daily председатель экспертного совета бюджетного комитета Госдумы, эксперт «ОПОРы России» Михаил Орлов. –
Если, к примеру, одни используют «упрощенку» для минимизации налогов, то это не означает, что альтернативный режим налогообложения все компании используют как инструмент уклонения от своих обязательств. Но имеющиеся прецеденты заставят налоговые органы включить УСН в список «серых» схем».