stas®!
Извини, что я может быть поднимаю уже пройденную тему, но вроде ты сам просил, а раньше меня здесь просто не было.
Проблемы ещё более могут усугубиться с 2004-01-01 с принятием Постановления, вносящего изменения в ныне действующее 439.Исходное сообщение stas®
Я хотел бы попросить и Лейлу, и других юристов, которых на Клерке заметно прибавилось, посмотреть на вот эту вот дискуссию по похожему поводу и высказаться. А то с наступлением 1 января 2003 года острота проблемы снизилась, но IMHO скоро налорги встрепенутся и пойдут штрафовать налево и направо...
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
И ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
С принятием ФЗ-129 законодатель чётко разделил понятия «место нахождения юридического лица» (п.1 ст.15; п.1 ст.18; п.4 ст.18; п.1 ст.19; п.1 ст.20; п.1 ст.22) и «место нахождения постоянно действующего исполнительного органа» (п.2 ст.8; п.1 ст.13) .
Это разделение особенно отчётливо видно в ФЗ-31 О приведении законодательных актов в соответствие с ФЗ-129.
Так п.2 ст.54 ГК
«Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа…»
не отождествляет, а разделяет эти понятия.
П.2 ст.4 ФЗ-14 Об ООО указывает, что
«Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.».
Это после приведение его в соответствие с ФЗ-129.
ФЗ-31 исключил из этой статьи положения, что
«Учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности»
и что
«Общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса»,
ещё раз указав, что место нахождения общества и место нахождения его органов понятия различные и не совпадающие.
Ещё интереснее в историческом развитии эволюционирующие прыжки законодателя вокруг п.2 и п.3 ст.4 ФЗ-208 Об АО.
В редакции 1995 года:
«2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с федеральными законами в уставе общества не установлено иное.
3. Общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса».
Поскольку никакие ФЗ иного не устанавливали, то место нахождения общества императивно определялось местом регистрации.
В редакции 2001 года п.2 ст.4 был дополнен положениями аналогичными ФЗ Об ООО:
«2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности».
Но и здесь не было тождества. Указанная диспозитивная норма в течение 6 месяцев просто позволяла указывать в Уставе, что место нахождения общества есть место постоянного нахождения его органов управления.
Однако, после вступления в силу ФЗ-31 О приведении законодательных актов в соответствие с ФЗ-129 п.2 ст.4 сократился:
«2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации»,
а п.3 был исключён полностью.
Т.е. и здесь законодатель последовательно провёл линию на разграничение места нахождения общества и его органов.
Но наиболее чётко это отражено в самом ФЗ-129.
В ст.5 этого закона указан перечень сведений, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ. В пп. в) п. 1 указано:
«адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица… по которому осуществляется связь с юридическим лицом».
В данном случае законодатель отождествляет «адрес органа» и «место нахождения органа».
Однако в этом перечне нет никаких указаний на сведения о месте нахождения самого юридического лица. Это совершенно понятно и логично, т.к. в данном конкретном регистрирующем органе содержатся регистрационные дела исключительно с одним и тем же местом нахождения – территорией подведомственной этому регистрирующему органу. С переменой же места нахождения юридического лица регистрирующий орган в соответствии с п.4 ст.18 ФЗ-129
«вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица».
Хочу ещё раз подчеркнуть – именно с переменой места нахождения юридического лица, т.е. с таким изменением адреса (места нахождения) постоянно действующего органа, когда новый адрес оказывается за пределами территории, подведомственной регистрирующему органу по прежнему месту нахождения юридического лица. В случае же если адрес оказывается в пределах подведомственной территории, то место нахождения юридического лица, естественно не изменяется, а изменения касаются только сведений о юридическом лице – пп.в) п.1 ст.5, а именно – изменения адреса.
Если в первом случае (изменение места нахождения юр.лица) изменения необходимо вносить в Учредительные документы (Р13001), т.к. там в обязательном порядке должно быть указано место нахождения юр.лица (не адрес), то во втором – (изменение адреса) вносятся изменения только в реестр (Р14001).
Ну, разумеется, это только в том случае, если в Учредительных документах зачем-то не указан адрес исполнительного органа. Указание в Учредительных документах адреса исполнительного органа не является обязательным (ни один закон этого не требует), но и не является нарушением. В этом случае необходима форма Р13001 + 2000 рублей. Но впрочем, для начала (чтобы уложиться в 3 дня), можно обойтись и 14 формой, а 13 использовать, когда накопятся другие изменения Учдоков.
Нарушением же действующего законодательства, причём, на мой взгляд, грубым, является указание в Учредительных документах в качестве места нахождения юридического лица адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа.
Но это в теории, а на практике сотрудники некоторых ИМНС позволяют себе диктовать условия, что должно содержаться в Учредительных документах и, в частности, требуют обязательно нарушить закон и указать в качестве места нахождения – адрес, аргументируя – а как мы вас будем искать? Ответ – загляните в реестр – он по определению содержит более свежую (не позднее позавчерашней) информацию устраивает далеко не всех.
Впрочем, это уже совсем другая история.
© almira