<blockquote>
<p> Если в ходе проверки компания не сможет представить инспекторам документы, необходимые для расчета налогов, проверяющие вправе определить их сумму расчетным путем. «УНП» проанализировала свежую судебную практику по этому вопросу. Вывод: доначислить налоги будет непросто. А в некоторых случаях расчетный путь может привести инспекторов даже к более выгодному для налогоплательщика результату, чем обычная методика.</p>
</blockquote>
<p> Николай Морозов, эксперт «УНП»</p>

<p>Вынудить инспекторов к расчетному пути определения налогов могут следующие действия компании:</p>
<ul>
<li> инспекторов не пустили осмотреть производственные, складские и иные помещения;</li>
<li>предприятие более двух месяцев не представляет документы, необходимые для расчета налогов;</li>
<li> учет доходов и расходов отсутствует или ведется с нарушениями, в результате чего нет возможности рассчитать налоги.</li>
</ul>
<p>В каждом из этих случаев налоговики должны использовать для расчета налогов имеющуюся у них информацию о компании, а также об иных аналогичных налогоплательщиках.</p>
<p>Вышесказанное - это практически все, что написано в кодексе о расчетном пути начисления налогов (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Более обстоятельные правила применения упомянутой нормы вырабатывает судебная практика.</p>
<p>Так, в определении от 05.07.05 № 301-О судьи Конституционного суда напомнили о том, что условные методы расчета налоговой базы можно применять только когда есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу.</p>
<p>С другой стороны, инспекторы обязаны применить расчетный путь даже если он приведет к уменьшению налоговых обязательств компании. Судьи указывают: нельзя доначислять налоги на основании одной только банковской выписки о приходе денег на счет налогоплательщика. Налоговики должны проверять основания, по которым происходили расчеты, и учитывать обстоятельства, уменьшающие налоговую базу. Если отсутствуют другие документы, то проверяющие должны учитывать данные о налоговой базе у аналогичных предприятий (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.12.05 № КА-А40/12710-05 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.05.06 № Ф09-3833/05-С2).</p>


<p><strong>Если путь повел не туда</strong></p>



<p>И вот тут-то у компаний возникает шанс если не вовсе отбиться от «расчетных» притязаний налоговиков, то хотя бы снизить размер их претензий. Дело в том, что критерии, по которым можно подобрать аналогичное предприятие, нигде четко не прописаны. Поэтому почти любое различие между сравниваемыми компаниями можно использовать, чтобы опровергнуть доначисления.</p>
<p>Раньше критерии, по которым инспекторы должны были отбирать «аналоги» для сравнения, были записаны в пункте 6 Порядка применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006*.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/articles?55475