<p align="right"> <b>Бушуева Л.И.</b>,
<i>к.э.н., доцент кафедры маркетинга и статистики Сыктывкарского государственного
университета</i>
&nbsp;
Опубликовано в номере: <a href="http://www.dis.ru/market/?klerk">Маркетинг в России и за рубежом</a>
№1 / 2002 </p>
<!-- ТЕКСТ -->
<p>Цель данной статьи — изложить в систематизированном виде <em>методы прогнозирования
объема продаж</em>, наиболее часто применяемые в экономической практике. Главное
внимание в работе обращено на прикладное значение рассматриваемых <em>методов</em>,
на экономическое истолкование и интерпретацию получаемых результатов, а
не на объяснение математико-статистического аппарата, который подробно освещается
в специальной литературе.</p>
<p>Самым простым способом <em>прогнозирования</em> рыночной ситуации является экстраполяция,
т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиеся
объективные тенденции изменения экономических показателей в известной степени
предопределяют их величину в будущем. К тому же многие рыночные процессы
обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном
<em>прогнозировании</em>. В то же время прогноз на отдаленный период должен максимально
принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать
рынок. </p>
<p><em>Методы прогнозирования объема продаж</em> можно разделить на три основные группы:</p>
<ul>
<li>
методы экспертных оценок;
</li>
<li>
методы анализа и прогнозирования временных рядов
</li>
<li>
казуальные (причинно-следственные) методы </li>
</ul>
<p>Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента
и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурных
оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию
о каком-либо явлении или процессе.</p>
<p>Вторая и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей,
но они существенно отличаются друг от друга.</p>
<p>Методы анализа и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием
изолированных друг от друга показателей, каждый из которых состоит из двух
элементов: из прогноза детерминированной компоненты и прогноза случайной
компоненты. Разработка первого прогноза не представляет больших трудностей,
если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция.
Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить
лишь с некоторой вероятностью.</p>
<p>В основе казуальных методов лежит попытка найти факторы, определяющие поведение
прогнозируемого показателя.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/boss?2319