Вот еще некоторые мысли про IT. Интересно послушать мнение форума по теме. Материал подготовил один бывший коллега.
В условиях конкуренции современного рынка одной из главных задач менеджмента компаний является сокращение издержек на производство продукции, как средство повышения конкурентного преимущества за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Этот тезис известен всем нам и является аксиомой и главной реалией современного бизнеса.
Действительно мы живем в мире одинаковых товаров «Машины немецкие, кухня японская, телефоны GSM». При появлении инновации её подхватывают большинство производителей данной области, примером может служить рынок тех же самых сотовых телефонов. Практически одновременно все ведущие производители предложили нам цветные дисплеи, полифонию, встроенные фотокамеры. И вряд ли большинство обывателей, тех самых потребителей, за деньгами которых гонятся производители, понимают разницу между двумя одинаковыми телефонами с одинаковыми функциями. Да и нужно ли им понимать эту разницу? Есть ли она вообще? Конечно, есть, но принципиально важна ли она им? Зато у нас есть одна непоколебимая разница – стоимость.
Ни для кого не секрет, что основной частью стоимости товара для конечного покупателя является его полная себестоимость, и сокращая ее составные части, как прямые так и косвенные затраты, производитель обеспечивает безусловное преимущество своего товара на «однотипном рынке».
Способов этому много, от «экономии на канцелярке» до полного изменения бизнес процессов с вынесением производства в страны с дешевой рабочей силой или на outsource. Естественно, одним из способов является и автоматизация, затраты на которую кстати тоже входят в стоимость товара. Автоматизацией собственного производства во всем мире предприятия занимаются уже, наверное, несколько десятилетий.
Автоматизация - это проверенный способ, она доказала свою эффективность и уже множество раз окупила затраты на ее проведение. Процент «неудачных внедрений» информационных систем из года в год неуклонно снижается, снижается и ее стоимость. Успехи многих компаний в деле замены профессионала на оператора с компьютером, таковы, что смешно сказать, эффективно автоматизировать у себя больше просто нечего.
Полученный на внедрениях опыт обобщен и систематизирован, разработаны стандарты индустриального внедрения, а рынок IT с каждым годом становиться все плотнее, и компании в естественном стремлении сокращения собственных затрат уже экономят на IT подразделениях, занятых поддержкой внедренных решений.
Естественно, полностью автоматизировав свое производство, производитель получит «короткий» бонус в конкурентной борьбе, но ровно до тех пор, пока все значимые участники рынка не повторят этот шаг за ним и не восстановят баланс на рынке.
В данной ситуации менеджмент компании должен не забыть про один очевидный момент. В отношениях производителя и покупателя присутствует множество «третьих лиц» - оптовые, транспортные компании со своими отделами логистики, бухгалтерами и менеджерами, наконец, магазины куда приходит покупатель. Все они своими затратами увеличивают конечную стоимость Вашей продукции, снижая ее привлекательность для покупателя.
На этом фоне решение об инвестировании собственных средств, в решения, способствующие, снижению затрат посредников на продвижение Вашей продукции в «цепочке до покупателя» становиться вполне вменяемым и логичным.
Снижая косвенные затраты посредников, производитель, в зависимости от поставленных перед собой целей, может как упрочить позицию своего товара и сделать его массовыми, так и без ущерба для его конкурентной позиции переложить часть этой экономии к себе в карман завысив прямые затраты посредника.
И снова в борьбу за снижения затрат включаются информационные технологии.
Список возможных решений в этой области достаточно широк, от организации Front Office интерфейса по обмену данными о заказах и номенклатуре до создания коробочного продукта полной автоматизации крупнейших посредников с предоставлением полной схемы бизнес процессов и методологии по их работе.
Несмотря на кажущуюся абсурдность последнего метода, в нем нет ничего невероятного и сложно реализуемого, особенно в части предоставления IT решения и, особенно, на российском рынке, где господствуют системы на базе платформы 1С:Предприятие.
Разработка общего для посредников программного продукта, который помимо учета специфики данной линейки продуктов включал бы в себя и общее решение для торговой деятельности вообще, для производителя обойдется насколько дороже, чем для одного конкретного посредника, но гораздо дешевле, чем для всех предприятий цепочки вообще.
Сразу видны несколько явных преимуществ данной концепции таких, как единство нормативно-справочной информацией, реализованный обмен данными от поставщика к покупателю и далее к следующему покупателю, и т.п. Корме того, подобное внедрение послужит дополнительной мотивацией, по продвижению выпускаемого товара на рынке для владельцев торговых предприятий - предоставив подобные средства, производитель сделает себя и свою продукцию (накладные расходы на ее продажу будут заметно ниже) более привлекательным по сравнению с остальными. Необходимо отметить и тот факт, что производитель, предложивший данное решение первым, заметно подчинит себе посредника, хотя бы тем, что практически заблокирует подобные шаги со стороны конкурентов – маловероятно, что торговая организация захочет реавтоматизировать себя под другого поставщика при прочих равных условиях.
В данном случае мы выходим уже за пределы единого информационного пространства в рамках предприятия и переходим на следующий эволюционный уровень этого понятия.
Естественно, такой подход не ограничивается только IT решениями, он должен охватывать все хозяйственные моменты работы организации. Такие, когда от производителя, требуется всего лишь один раз разработать легко тиражируемое решение. Хороший пример этому - архитектура зданий некоторых автосалонов, разработанная авто-производителем.
На российском рынке данным способом оптимизации работы посреднических фирм используется в нескольких компаниях с «западными корнями», где подобное отношение к своему бизнесу не ново и, принося прибыль как производителю, так и посредникам, является одним из проявлений глобализации экономики. Когда и нашему производителю предстоит признать необходимость данного решения, покажет время. Сейчас собственников заводов больше беспокоят вопросы повышения качества продукции и выхода на мировой рынок «равным конкурентом», а это произойдет еще не скоро.