<p>13 июля 1875 года Дэвид Браун получил патент на «аппарат для транспортировки
товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». С этого момента началась эра
автоматизации и учета розничных операций. Эта простая система надолго прижилась
в магазинах Старого и Нового света, превратившись в такой же ностальгический
символ эпохи, каким для советских людей стал, например, автомат с газировкой. </p>
<p>Развитие мегаполисов существенно изменило модель и стиль розничной торговли.
В небольших лавочках европейских и американских «райцентров» хозяин магазина,
как правило, являвшийся и продавцом, знал всех своих клиентов по имени, отпускал
товары в кредит, который гасился в конце месяца, и вообще был приятелем и хорошим
собеседником, а его предприятие являлось основным источником местных сплетен
и новостей. В большом универмаге большого города такая идиллическая картина
не могла существовать в принципе: клиенты требовали повышенного внимания, деньги
- учета, а продавцы - контроля. Аппарат Дэвида Брауна как раз и был создан
для осуществления контроля над всеми расчетами в магазине. </p>
<p>Система представляла собой корзинки, подвешенные к веревочной карусели. Продавец-консультант,
как его назвали бы теперь, приняв от клиента деньги за товар, отправлял их
в корзинке кассиру, который возвращал назад сдачу и товарный чек. В крупном
универмаге кассир сидел в центре «паутины», по нитям которой к нему стекалась
наличность из разных отделов. Первый опыт внедрения системы, осуществленный
в крупнейшем мебельном магазине в Массачусетсе в 1879 году, привел к существенному
увеличению объемов продаж, сокращению времени на проведение торговой операции
и улучшению контроля за движением средств и остатка товара на складе. Лучшей
рекламы и не требовалось - система Брауна стала востребованной всеми крупными
магазинами, и заказы посыпались со всех концов США, а позже и Европы. </p>
<p>Вильям Лэмсон, владелец того самого мебельного магазина, купил права на изобретение
Дэвида Брауна и в 1882 году создал компанию Lamson Cash Railway Company . Система
была столь надежна и неприхотлива, что исправно работала долгие годы: в универмаге
Лоунса в Нью-Йорке она верой и правдой прослужила целых сто лет без единого
дня простоя до самого закрытия магазина в октябре 1995 года. Ее техническое
обслуживание и устранение поломок занимало считаные минуты и выполнялось любым
сотрудником магазина с помощью отвертки и пассатижей. Разработки новых версий
системы шли постоянно: в начале XX века компания представила скоростные варианты
на основе пневматической трубы либо, в версии попроще, на основе катапульты
из эластичного материала. Однако самый первый вариант все равно оставался наиболее
востребованным. </p>
<p>Изобретенный в 1884 году братьями Ритти кассовый аппарат занял свое законное
место в центре инфраструктуры магазина с системой Лэмсона.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/articles?27203