<p>Алексей Горделян,
<em>исполнительный директор НП «Российское общество профессионалов конкурентной разведки»
(</em><em>www .rscip .ru)</em></p>
<p><strong>Конкурентная разведка позволяет выявить потенциальные угрозы и воспользоваться
открывающимися возможностями на рынке. Но для этого в компании необходимо
организовать собственную эффективную службу конкурентной разведки. </strong></p>
<p>Службы конкурентной разведки (КР) стали создаваться в компаниях экономически
развитых стран относительно недавно. Их основная цель – обеспечить руководство
информацией, которая позволит предвидеть направления развития рынка. Функциями
службы КР стали сбор и обработка разведывательных сведений об основных тенденциях
развития бизнеса, его рисках и новых возможностях. Кроме того, это подразделение
готовит выводы и прогнозы, необходимые для принятия стратегических решений.</p>
<p>Конкурентная разведка направлена на те элементы в мире бизнеса, которые оказывают
влияние на способность компании конкурировать. Это конкуренты, клиенты, поставщики,
технологии и продукция, а также вся деловая среда в целом. В результате КР
позволяет подготовиться к потенциальным рискам или вовсе их избежать, а также
воспользоваться открывающимися на рынке возможностями. </p>
<p>В процессе КР должны использоваться только законные и этичные средства, что
принципиально отличает ее от промышленного шпионажа.</p>

<h2> С чего начать </h2>
<p>Логичнее всего начинать с внедрения процесса функционирования КР в компании
на постоянной основе. При успешном развитии функцию КР можно развернуть в полноценную
службу.</p>
<p>Сегодня в любой компании, в ее структурных подразделениях, в том или ином
виде уже могут присутствовать некоторые элементы КР (например, сотрудники собирают
в ходе исполнения своих основных обязанностей данные о конкурентах, партнерах,
клиентах и т.д.). Есть и уже полученные в процессе предпринимательской деятельности
разведывательные сведения, чему зачастую не придается значение. Они разрознены,
не систематизированы и не проанализированы, пользуются ими только персонал
подразделения, хотя они могут быть важны и для других сотрудников, и для руководства
компании.</p>
<p>Организация упорядоченного сбора и обработки развединформации на постоянной
основе поможет заложить фундамент службы КР. И здесь очень важно правильно
подобрать организатора-координатора КР в компании.</p>
<p>Сразу же выделять подразделение (службу) для КР будет нецелесообразно, так
как руководители отечественных компаний не всегда четко представляют себе цели,
задачи и практические выгоды разведки. Поэтому начинать лучше с создания «фундамента»
и инфраструктуры для ведения КР на постоянной основе. А уже от организатора-координатора
КР будет зависеть, разовьется ли она в полноценную самостоятельную службу или
будет отвергнута, как ненужная.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/boss?23638