<p><b>Некоторые организации, приобретая компьютер, учитывают входящие в него компоненты
по отдельности. Это во многих случаях позволяет списать расходы на покупку
компьютера единовременно. Но не противоречит ли это правилам налогового и бухгалтерского
учета?</b></p>
<p align="right">Журнал опубликован:
<strong>журнал <a href="http://www.rnk.ru/" target="_blank">"Российский
налоговый курьер"</a></strong> №
16 2003
© РНК</p>
<p> </p>
<h1>Налоговый учет</h1>
<p>Персональные компьютеры относятся к технически сложным товарам. Это определено в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.97 № 575.</p>
<p>Таким образом, компьютер -- не просто работающие независимо друг от друга процессор, материнская плата, оперативная память, жесткий диск и другие компоненты, а их взаимосвязанная система. Причем использование каждого из них по отдельности в подавляющем большинстве случаев невозможно.</p>
<p>Статьей 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Никаких дополнительных критериев, например, которые приняты в бухучете (об этом подробнее ниже), Кодекс не устанавливает.</p>
<p>В связи с этим при приобретении компьютера возникает вопрос, как его учитывать. Можно ли учесть каждый компонент по отдельности (и тем самым сразу списать в расходы стоимость тех из них, чья цена не превышает 10 000 руб.)? Или же компьютер вместе со всеми его компонентами учитывается в качестве единого объекта основных средств?</p>
<p>Позиция МНС России по этому вопросу такова. Если отдельные компоненты компьютера приобретены вместе с системным блоком, они должны быть учтены как единый объект основных средств. При этом* если фирма приобретает различные компоненты по отдельности и самостоятельно собирает компьютер, ситуация не меняется. Собранный таким образом компьютер вводится в эксплуатацию как один объект основных средств. Однако организация может приобрести и учесть в качестве основного средства вначале только компьютер с минимальным набором компонентов, без которых он не может использоваться. К таким элементам относятся системный блок, монитор и клавиатура (устройством ввода вместо клавиатуры может быть и другое устройство, например, сенсорный экран). В этом случае приобретаемые в дальнейшем дополнительные элементы (принтер, сканер и т. д.) могут включаться в стоимость компьютера (ст. 257 НК РФ позволяет изменять первоначальную стоимость основного средства в случае дооборудования) либо учитываться в качестве отдельных объектов основных средств.
Читать всю статью: http://www.klerk.ru/articles?4142