Рыбкин Алексей*-*Директор по продажам компании "Байерсдорф"
Байерсдорф ООО
<blockquote>
<p> Обратная связь, в том числе критика действий или чаще результатов работы сотрудников, является одним из наиболее эффективных инструментов взаимодействия менеджера с подчиненными. Однако одни руководители его недооценивают ("О чем с ними разговаривать? Время горячее, некогда болтать!"), а другие понимают слишком узко (как периодические нагоняи и выговоры). </p>
<p>
Что же порождает подобные недооценку и недопонимание? К чему приводят разносы? </p>
<p> Возможна ли позитивная критика? И как провести "разбор полетов" в конструктивном ключе?</p>
</blockquote>
<p><strong>****Источник зла</strong>
<p>
****
Как показывает опыт, часть менеджеров неадекватно оценивает ситуацию, искренне считая, что вопросы критики не заслуживают внимания. Они полагают, что у любого сотрудника есть конкретное и измеримое рабочее задание; установлены критерии оценки качества его исполнения и функциональные обязанности. Во многих организациях все процедуры и бизнес-процессы прописаны до мельчайших деталей, т. е. определены не только параметры ожидаемого результата, но и конкретные пути его достижения. Все, что требуется от менеджера, - сравнить фактический результат с запланированным и выяснить, на каком этапе произошли отклонения. При этом подразумевается, что отклонения - следствие нарушения регламентов работ, а значит, есть виновные лица. Так нужно ли тратить время на пустые разговоры, если можно сразу указать на все недочеты, определить конкретный срок их устранения... И, конечно, наказать виновных. <p>
****
Когда контроль направлен лишь на выявление недостатков и руководитель не обсуждает с подчиненными способы их устранения, а только определяет срок, в течение которого все должно быть приведено в норму, и предполагаемые репрессивные меры, приходится говорить о негативной обратной связи. <p>
****
В основе поведения начальников, которые практикуют нагоняи и разносы, лежит стремление снизить самооценку собеседника, заставив его прочувствовать свою некомпетентность; самоутвердиться за счет другого человека или безнаказанно выплеснуть на него свои эмоции. Под видом "открытого и честного общения" в ход идут повышенный тон и грубость. "Исправление недостатков" сводится к обвинениям и осуждению личностных качеств, а "работа над ошибками" выливается в прямые угрозы и запугивание сотрудников. Обратная связь в таком случае приобретает форму деструктивной критики. Действительно, нетрудно предугадать реакцию сотрудника: раздражение, злобу, негодование, внутреннее сопротивление и упорство - даже если он понимает, что был не прав и претензии начальства обоснованны.<p>
****
Со временем на смену этим эмоциям приходит равнодушие.
Читать всю статью: http://www.klerk.ru/boss?53669