Александр Бутурлин<p><strong>Несмотря на многократно звучавшие с высоких трибун слова о том, что налоговая реформа у нас близка к завершению, действительность говорит о другом. Возьму на себя смелость заявить, что вот сейчас-то фискальная революция как раз и начинается. </strong></p>
<p><strong>Из первозданного хаоса </strong></p>
<p>Не хочется занимать много газетного места, однако полезно все-таки напомнить ход этой самой реформы в истории новейшей России. Законы по отдельным налогам, об основах налоговой системы и о налоговых органах появились на рубеже 1991 г. Они многократно поправлялись, дополнялись указами, инструкциями и положениями. К середине 90-х налоговая система представляла собой пестрое одеяло из разнородных актов, приправленных многоголосым толкованием. </p>
<p>Великое видится на расстоянии. Осиновый кол в эту разноголосицу был вбит Конституционным судом в 1996-1997 гг. принятием постановлений (20-п от 17.12.1996, 5-п от 21.03.1997 и т. д.), радикально менявших налоговую систему России. Вместо допускавшего большой произвол механизма КС предложил систему, опирающуюся на Конституцию и федеральное законодательство, с четко прописанными нормами относительно участников налоговых отношений, их прав и обязанностей и фискальной ответственности. И только в 1998 г. эта система была закреплена в ч. 1 Налогового кодекса. </p>
<p>Несмотря на новизну подхода и некоторые неудобства для фискалов, ч. 1 НК с момента своего принятия претерпела не так много изменений (в отличие от ч. 2, посвященной конкретным налогам). Здесь до настоящего времени оставались незыблемыми следующие конституционные принципы: </p>
<p>— нет наказания (штрафа) за налоговое правонарушение без решения суда; </p>
<p>— нет наказания без установленной судом вины налогоплательщика; </p>
<p>— нельзя во внесудебном порядке принудительно взыскать налог и пеню с физического лица, будь это лицо предприниматель или нет. </p>
<p>Худо-бедно эта система работала семь лет. Пока в Госдуму не поступил и не был там практически на полном автомате принят так называемый президентский законопроект поправок в ч. 1 НК, посвященный, судя по пояснительной записке, совершенствованию урегулирования налоговых споров. Справедливости ради надо заметить, что проект был принят не слово в слово. Из него после напряженной работы думцев был выплеснут тот самый хилый, сморщенный, полудохлый ребеночек, который, собственно, и дал повод называть проект “спорорегулирующим”. А именно из него исчезло дополнение к ст. 140 НК: “Налоговые органы (должностные лица) принимают меры к урегулированию спора с налогоплательщиком путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом”. Сколько копий было сломано при обсуждении этого, в общем, пустого и малообязывающего пункта в СМИ. Сколько было придумано его эзотерических толкований, допускающих наличие некоего скрытого стимула к воспыланию взаимной любви налогоплательщика и налогового органа.
Читать всю статью: http://www.klerk.ru/law?35816