<p>Сергей Россол, <em>юрисконсульт ЗАО «УК «Яровит» </em></p>
<p><strong>Экономика России постепенно набирает обороты. Как следствие, появляются
люди, готовые покупать приносящие реальные доходы бизнес-проекты. В таких
случаях важно иметь полное представление о том, что за бизнес приобретается. </strong></p>
<p>Мотивации к покупке готового бизнеса могут быть самыми разными. Начиная от
желания попробовать что-то новое до стремления выгодно вложить имеющиеся денежные
средства. Но все эти мотивы объединяет одно – человек хочет понимать, во что
он вкладывает свои средства и какую отдачу они могут принести. Именно на эти
вопросы и дает ответы процедура due diligence (дью дилидженс). </p>
<p>Due diligence принято переводить на русский язык как «должная проверка», «должная
заботливость, осмотрительность». Считается, что этот термин был введен в оборот
в 30-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки. В первоначальном варианте
он обозначал процедуру раскрытия информации брокером перед инвестором о компании,
акции которой реализовывались на открытом фондовом рынке. </p>
<p>В наше время это понятие приобрело более широкое значение. Сегодня под due
diligence подразумевают комплексную проверку, проводимую инвестором с целью
оценки разнообразных рисков, связанных с инвестированием. Как правило, она
проводится при решении вопроса о покупке доли в бизнесе или бизнес-проекта
в целом. В отдельных случаях этот термин обозначает сбор и анализ информации
о потенциальных или существующих клиентах и партнерах с целью оценки их финансового
состояния и благонадежности. Однако такая трактовка данного термина встречается
в России довольно редко. </p>
<p>Классическая процедура оценки инвестиционных рисков покупки или финансового
вложения в организацию состоит из нескольких этапов. </p>
<p><strong>Оценка финансового «здоровья» </strong></p>
<p>Financial due diligence – это комплексная проверка финансового состояния компании
и перспектив ее развития. Таким образом , можно говорить, что данная процедура
состоит фактически из нескольких блоков. Первый блок – аудит, второй блок –
оценка финансовых перспектив, третий блок - оценка маркетинговых перспектив.
При этом необходимо учитывать, что по своей природе financial due diligence
- это не только метод детальной оценки стоимости бизнеса. Данная процедура
направлена, прежде всего, на определение перспектив развития бизнеса, оценки
его возможностей в финансовом плане. Financial due diligence оценивает не только
и не столько основные средства компании, наличие у нее какого-либо имущества
и ликвидности. Оценке подлежит также позиция организации на рынке, ее «брендовость»,
перспективы развития, способность приносить реальные доходы. </p>
<p>В данном блоке можно выделить несколько направлений оценки. </p>
<p>Во-первых, оценка принадлежащего компании имущества.
Читать всю статью: http://www.klerk.ru/boss?30586