"Упрощенка", 2008, N 12
БУХГАЛТЕРУ О ПОДАРКАХ И КОРПОРАТИВАХ
/.../
Готовим и раздаем подарки
Обычно на праздники делают подарки сотрудникам и их детям, а также партнерам, клиентам и другим людям, с которыми приходится общаться в процессе работы: налоговым инспекторам, банковским служащим, нотариусам и т.д. Упрощенную систему применяют небольшие фирмы, где обычно нет специального отдела, отвечающего за документооборот, и от бухгалтера требуется не только вести учет, но и оформлять все бумаги.
Обеспечение документов
/.../Согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ если подарок от организации дороже 5 МРОТ (500 руб.), то нужен письменный договор. Обратите внимание: речь идет о юридических лицах, индивидуальных предпринимателей данное положение не затрагивает.
Если же организация поздравит того, кто не состоит в штате, без договора уже не обойтись. Иначе сделка может быть признана ничтожной (п. 2 ст. 574 ГК РФ). Конечно, неловко преподнести букет и попросить расписаться в документе. Но в любом случае лучше придерживаться норм гражданского законодательства. Кстати, передачу подарка следует подтвердить актом.
Примечание. Конечно, на практике стоимость единицы подарка обычно не превышает 500 руб., так что подобные формальности приходится соблюдать не так часто.
Налоговый учет
Доходов при дарении, конечно, не возникает. Значит, налоговая база не увеличится. Обычно уменьшить ее тоже нельзя, так как при УСН принято учитывать только расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, а стоимость подарков среди них отсутствует.
И все же иногда их стоимость можно списать. Если деловым партнерам или клиентам вручаются предметы с фирменной символикой, затраты на покупку (изготовление) можно отразить как расход на рекламу (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Рекламой является информация об организации или предпринимателе, виде деятельности, товарах, идеях, распространяемая в любой форме с помощью любых средств среди неопределенного круга лиц для поддержания интереса к рекламируемому объекту (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ). Небольшие вещи (фигурки, посуда, игрушки, канцелярские принадлежности) с логотипом фирмы подходят по всем критериям и могут считаться рекламой. Хотя есть один нюанс. Реклама не ориентирована на кого-то конкретно, поэтому не составляйте список получателей, а оформите приказ о выделении нужного количества призов для раздачи в ходе рекламной акции.
Примечание. Заметим, что Минфин России в недавнем Письме от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567 согласился с тем, что затраты на сувенирную продукцию с логотипом фирмы, раздаваемую как подарки, относятся к рекламным расходам. Правда, в Письме также подчеркивается, что подарки должны быть предназначены неопределенному кругу лиц.
Рекламные расходы при упрощенной системе учитывают на основании ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Стоимость подарков, отнесенных к рекламе, при учете нормируется в пределах 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
/.../
НДФЛ и страховые взносы
/.../
НДФЛ. Организации и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе не освобождены от обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Нужно ли исчислять и удерживать НДФЛ со стоимости подарков, сделанных сотрудникам или другим гражданам? С доходов в виде подарков на сумму меньше или равную 4000 руб. НДФЛ не взимается (п. 28 ст. 217 НК РФ). Более дорогие сувениры уже относят к облагаемым доходам. Однако внимание! Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ в ст. 228 НК РФ внесены изменения, действующие с 1 января 2008 г. В частности, в п. 1 добавлен пп. 7, согласно которому с доходов (в денежной или натуральной форме) от полученных подарков физические лица сами уплачивают НДФЛ. Таким образом, "упрощенцы" (впрочем, как и все остальные организации и предприниматели), сделавшие физическому лицу подарок, не становятся для него налоговыми агентами.
Тем не менее некоторые налоговики по-прежнему настаивают, чтобы при выдаче подарков дороже 4000 руб. организации и предприниматели удерживали НДФЛ и представляли на получателей справки по форме 2-НДФЛ (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2008 N 28-11/037306). Очевидно, не все специалисты контролирующих органов в курсе, что это противоречит Налоговому кодексу. К тому же Минфин России в ряде писем подтвердил, что с дарителей снимаются обязанности налоговых агентов.
Примечание. См. Письма Минфина России от 27.10.2008 N 03-04-06-01/316, от 27.10.2008 N 03-04-06-01/315, от 20.10.2008 N 03-04-06-01/309 и от 08.10.2008 N 03-04-06-01/295.
/.../
Ситуация. Подарок, полученный организацией
Когда клиенты или партнеры поздравят организацию с праздником и передадут подарок, его рыночную стоимость нужно включить в налоговую базу (п. 8 ст. 250 НК РФ). Этого не следует делать, если даритель является учредителем (участником, акционером), владеющим более 50% уставного капитала (акций) (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Не увеличит облагаемые доходы и стоимость подарка от организации, уставный капитал которой более чем на 50% состоит из вклада (акций) получателя. Однако в обоих случаях имущество (кроме денег) нельзя передавать в течение одного года третьим лицам - иначе на этот момент его рыночную стоимость придется учесть при налогообложении. Ссылки на ст. ст. 250 и 251 НК РФ даны в п. 1 ст. 346.15 НК РФ. На расходы рыночную стоимость подарков, даже использованных в предпринимательской деятельности, списать не получится, так как при УСН отражаются только оплаченные издержки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), а подарки безвозмездны.
При этом не стоит забывать, что согласно п. 4 ст. 575 ГК РФ максимальная стоимость подарка, преподносимого одной коммерческой организацией другой, не должна превышать 5 МРОТ (500 руб.). Некоммерческая организация или физическое лицо может передать коммерческой организации подарок любой стоимости.
/.../
Н.А.Теплова
Эксперт журнала "Упрощенка"
Подписано в печать 20.11.2008"