<strong>Купив российский банк, иностранный инвестор рискует потерять репутацию, клиентов и долю рынка</strong>
<blockquote>
<p> В ожидании экспансии западного банковского капитала собственники российских
банков успели пережить негативные эмоции, смириться с неизбежным и примерить
на себя роль продавца бизнеса. Для многих банкиров будет сюрпризом, когда они
поймут, что их банк не так уж привлекателен в глазах иностранных покупателей,
а предпродажная подготовка была проведена неправильно. </p>
</blockquote>
<p>До сих пор эксперты говорили о перспективе экспансии иностранного капитала на
российский банковский рынок, в том числе и региональный, и о том, что иностранные
финансовые корпорации «потеснят», «захватят» и т.д. Руководитель направления
банковских рейтингов Moody's Interfax Rating Agency Михаил Матовников на конференции
«Международный рейтинг российских банков» обратил внимание на то обстоятельство,
что количество состоявшихся сделок по продаже банков иностранным инвесторам гораздо
меньше количества анонсированных. М. Матовников сформулировал несколько причин
осторожности иностранных покупателей.
</p>
<h2>Российские банки «мелко плавают» </h2>
Доля рынка даже самых крупных частных банков, ведущих агрессивную политику на
розничном рынке, в редком случае превышает 1,5% в каждом сегменте, в то время
как банк, контролирующий менее 10% рынка, иностранных инвесторов интересует заметно
меньше. Слабость отдельных банков усугубляется сравнительно низким порогом входа
иностранного капитала в режиме трансграничного кредитования.
<p>Кстати, поэтому же многие крупнейшие участники мирового банковского рынка,
уже открывшие дочерние банки в России, не стремятся их развивать. Из нескольких
десятков «дочек» иностранных банков сколько-нибудь активным привлечением российских
клиентов на обслуживание занимается не более десяти, а в розничном сегменте
бизнеса — не более пяти.
<h2>Налоговые и репутационные риски </h2>
Пока на недостатках такого рода не погорел ни один банк, но многие из подобных
рисков более характерны для банков, созданных задолго до кризиса 1998 года, в
период, когда налоговая оптимизация была практически необходимым условием для
сохранения конкурентоспособности банка. И потенциальные инвесторы наверняка это
учитывают.
<h2>Смена акционеров ведет к разрушению бизнеса банка </h2>
Прошедший уже пару лет назад период скупки региональных банков московскими банками
показал, что после смены собственника характер бизнеса приобретенных банков заметно
меняется. У типичного российского банка на 10 крупнейших заемщиков приходится
от 40 до 50% кредитного портфеля. Уход двух-трех клиентов может привести к заметному
снижению стоимости бизнеса. Более того, в привлечении ключевых клиентов обычно
большую роль играют личные связи собственников и ключевых менеджеров банка. Смена
собственника и даже части менеджмента в большинстве случаев приводит к потере
многих крупных клиентов.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/bank?27582