Поучительная история из жизни Ричарда Фейнмана ("Вы конечно шутите, Мистер Фейнман!", Р.Фейнман) на эту тему:
Когда я впервые попал в Бразилию, я как-то раз обедал, не помню во
сколько, - я постоянно приходил в ресторан не вовремя, - поэтому и оказался
единственным посетителем. Я ел рис с бифштексом (который обожал), а
неподалеку стояли четыре официанта.
Тут в ресторан вошел японец. Я уже раньше видел его: он бродил по
городу, пытаясь продать счеты. Он начал разговаривать с официантами и бросил
им вызов, заявив, что может складывать числа быстрее, чем любой из них.
Официанты не хотели потерять лицо, поэтому сказали: "Да, да, конечно. А
почему бы Вам не пойти к тому посетителю и не устроить соревнование с ним?"
Этот человек подошел ко мне. Я попытался сопротивляться: "Я плохо
говорю на португальском!"
Официанты засмеялись. "С числами это не имеет значения", - сказали они.
Они принесли мне карандаш и бумагу.
Человек попросил официанта назвать несколько чисел, которые нужно
сложить. Он разбил меня наголову, потому что пока я писал числа, он уже
складывал их.
Тогда я предложил, чтобы официант написал два одинаковых списка чисел и
отдал их нам одновременно. Разница оказалась небольшой. Он опять выиграл у
меня приличное время.
Однако японец вошел в раж: он хотел показать, какой он умный.
"Multiplicao! <Умножение (порт.) - Прим. пер.>" - сказал он.
Кто-то написал задачу. Он снова выиграл у меня, хотя и не так много,
потому что я довольно прилично умею умножать.
А потом этот человек сделал ошибку: он предложил деление. Он не понимал
одного: чем сложнее задача, тем у меня больше шансов победить.
Нам дали длинную задачу на деление. Ничья.
Это весьма обеспокоило японца, потому что он явно прекрасно умел
выполнять арифметические операции с помощью счет, а тут его почти победил
какой-то посетитель ресторана.
"Raios cubicos!" - мстительно говорит он. Кубические корни! Он хочет
брать кубические корни с помощью арифметики! Трудно найти более сложную
фундаментальную задачу в арифметике. Должно быть, это был его конек в
упражнениях со счетами.
Он пишет на бумаге число - любое большое число - я до сих пор его
помню: 1729, 03. Он начинает работать с этим числом и при этом что-то
бормочет и ворчит: "Бу-бу-бу-хм-гм-бу-бу", - он трудится как демон! Он
просто погружается в этот кубический корень!
Я же тем временем просто сижу на своем месте.
Один из официантов говорит: "Что Вы делаете?"
Я указываю на голову. "Думаю!" - говорю я. Затем пишу на бумаге 12. Еще
через какое-то время - 12, 002.
Человек со счетами вытирает со лба пот и говорит: "Двенадцать!"
"О, нет! - возражаю я. - Больше цифр! Больше цифр!" Я знаю, что, когда
с помощью арифметики берешь кубический корень, то каждая последующая цифра
требует большего труда, чем предыдущая. Это работа не из легких.
Он опять уходит в работу и при этом бормочет: "Уф-фыр-хм-уф-хм-гм...".
Я же добавляю еще две цифры. Наконец, он поднимает голову и говорит: "12,
0!"
Официанты просто светятся от счастья. Они говорят японцу: "Смотрите! Он
делает это в уме, а Вам нужны счеты! И цифр у него больше!"
Он был абсолютно измотан и ушел, побежденный и униженный. Официанты
поздравили друг друга.
Каким же образом посетитель выиграл у счетов? Число было 1729, 03. Я
случайно знал, что в кубическом футе 1728 кубических дюймов, так что было
ясно, что ответ немногим больше 12. Излишек же, равный 1, 03, - это всего
лишь одна часть из почти 2000, а во время курса исчисления я запомнил, что
для маленьких дробей излишек кубического корня равен одной трети излишка
числа. Так что мне пришлось лишь найти дробь 1/1728, затем умножить
полученный результат на 4 (разделить на 3 и умножить на 12). Вот так мне
удалось получить целую кучу цифр.
Несколько недель спустя этот человек вошел в бар того отеля, в котором
я остановился. Он узнал меня и подошел. "Скажите мне, - спросил он, - как
Вам удалось так быстро решить задачу с кубическим корнем?"
Я начал объяснять, что использовал приближенный метод, и мне достаточно
было определить процент ошибки. "Допустим, Вы дали мне число 28. Кубический
корень из 27 равен 3..."
Он берет счеты: жжжжжжжжжжжжжжжж - "Да", - соглашается он.
И тут до меня доходит: он не знает чисел. Когда у тебя есть счеты, не
нужно запоминать множество арифметических комбинаций; нужно просто научится
щелкать костяшками вверх-вниз. Нет необходимости запоминать, что 9
7 = 16; ты просто знаешь, что когда прибавляешь 9, то нужно передвинуть
десятичную костяшку вверх, а единичную - вниз. Поэтому основные
арифметические действия мы выполняем медленнее, зато мы знаем числа.
Более того, сама идея о приближенном методе вычисления была за
пределами его понимания, несмотря на то, что зачастую невозможно найти метод
точного вычисления кубического корня. Поэтому мне так и не удалось научить
его брать кубический корень или объяснить, как мне повезло, что он выбрал
число 1729, 03.