<P>Андрей Буренин</P>
<P><strong>Бухгалтерскую реформу часто связывают лишь с переходом на международные
стандарты финансовой отчетности. Однако суть ее гораздо шире. Необходимо
прежде всего изменить систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой
отчетности. А будет ли эта система ориентироваться на международные стандарты*—
вопрос хотя и чрезвычайно важный, но вторичный.</strong></P>
<P>Действующая система регулирования неудовлетворительна прежде всего потому,
что она формируется государством и ориентирована исключительно на защиту
интересов бюрократии. Речь идет именно об интересах бюрократии, поскольку
прямого, объективно оправданного интереса у государства к финансовой отчетности
уже нет. Налоги собираются на основе налоговой отчетности, статистика формируется
на основе статистической отчетности. Финансовая отчетность нужна прежде всего
инвесторам для принятия решений. Государство, по идее, должно быть заинтересовано
лишь в том, чтобы эта отчетность была прозрачной и соответствовала реальной
экономической ситуации в компаниях. Именно поэтому в большинстве стран государство
в большей или меньшей степени исключено из процесса создания стандартов финансовой
отчетности и, сформировав инфраструктуру принятия решений, передало эти функции
экспертному сообществу. Опыт доказал оправданность подобного подхода.</P>
<P>В российской экономике налицо странная и, наверное, уникальная для мировой
практики ситуация, когда стандарты отчетности единолично формируются Министерством
финансов. В результате финансовая отчетность организаций, подготовленная
в соответствии с требованиями государства, практически не влияет на принятие
инвестиционных решений, поскольку во многом не учитывает реальные интересы
инвесторов. Эта важнейшая для рыночных экономик инфраструктура привлечения
инвестиций в нашей стране развита слишком слабо.</P>
<P>Менять систему уместно как раз сейчас. Стартовавшая административная реформа
призвана изъять у государства избыточные регулятивные функции в пользу негосударственных
организаций. Реформа системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности,
отличаясь относительной простотой и готовностью рынка к саморегулированию,*—
как раз тот проект, на котором можно обкатать подобные преобразования. Функции
разработчика национальной системы бухучета и отчетности должны быть переданы
структуре, созданной в форме некоммерческой организации, которая по четко
прописанным в законодательстве признакам избирает профильных экспертов. Причем
не столько бухгалтеров или аудиторов, сколько именно профессиональных пользователей
финансовой отчетности.</P>
<P>Стандарты отчетности должны приниматься коллегиально и открыто. Все участники
рынка должны иметь возможность внести свои замечания и предложения, прежде
чем будет утвержден окончательный документ.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/articles?23643