Интересует вопрос насколько обязательно оформление ТТН. Заключаем договоры транспортной экспедиции с различными компаниями для доставки производимого нами товара автомобильным транспортом покупателям. От экспедиторов всегда у нас остается накладная (поручение экспедитору), что соответствует Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности», так как экспедиторская расписка является одним экспедиторских документов (подтверждающим факт получения груза для перевозки) и является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержит упоминания о таком документе как товарно-транспортная накладная, тем не менее согласно указаний по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте (форма № 1-Т) (Утверждены постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997), товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для движения материальных ценностей и расчетов за из перевозки автомобильным транспортом, ТТН заполняется грузоотправителем для каждого грузополучателя и на каждую поездку. При этом, даже если мы (как грузоотправитель) и будем заполнять ТТН, то водители, которые прибывают от транспортных компаний за забором груза или кладовщики принимающие грузы в транспортных компаниях (когда сами привозим в транспортную компанию) как правило не имеют доверенности оформленной надлежащим образом на получение грузов, даже если мы и получим подпись в нашем экземпляре ТТН о приеме груза к перевозке в товарном разделе ТТН, то транспортный раздел ТТН скорее всего так и останется незаполненным, и экземпляры ТТН предназначенный для грузополучателя будет содержать только информацию заполненную грузоотправителем. Получается. что ТТН оформленная в таком виде не будет иметь для грузополучателя какого-либо значения, вследствие недостаточности указанной в ней информации. В тоже время на руках у грузополучателя после получения груза будет экземпляр накладной (экспедиторской расписки) в котором указывается; кто грузоотправитель и содержится его подпись о сдаче груза; кто грузополучатель и содержится его подпись в получении груза; содержится информация о том, какая транспортная компания осуществила перевозку груза, стоимость груза (для перевозки), стоимость транспортно-экспедиционных услуг, количество мест, наименование перевозимого груза, упаковку и пр. Возникает вопрос, для чего нужен такой документ как ТТН, для каких целей его должен оформлять грузоотправитель, нужен ли он вообще грузополучателю. Позиция судов относительно наличия ТТН противоречива.
Исходя из анализа судебной практики по спорам связанным с налоговой ответственностью, встречаются случаи: привлечения налоговыми органами к ответственности по основанию отсутствия ТТН (или наличия ТТН заполненного не надлежащим образом), подтверждающих оприходование и списание товара; привлечения к ответственности в виду не подтверждения обоснованности понесенных расходов по транспортировке грузов, налоговый орган полагает, что услуги по перевозке не оказаны, раз нет ТТН. В обоснование своих доводов налоговые органы ссылаются на абзац 3 пункта 6 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30,ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР №10/998 от 30.11.1983, согласно которому ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Некоторые суды поддерживают мнение налогового органа. В письме Минфина России от 26.05.08 г. N 03-03-06/1/333) указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются транспортные затраты, так как они не подтверждены первичными документами (ТТН) и, следовательно, не соответствуют положениям ст. 252 НК РФ. В тоже время в Определении от 28 мая 2008 № 6700/08 ВАС РФ отметил, что Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной формы ТОРГ-12, наличие ТТН по учету торговых операции не предусматривается. В Постановлении от 09.12.2010 № 8835/10 ВАС РФ пришел к выводу, что ТТН не является единственным документом служащим для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования у грузополучателя, для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета по НДС. В решении Верховного Суда РФ от 26.08.2009 № ГКПИ09-589 отказано в признании недействующим абзаца 3 пункта 6 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30,ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР №10/998 от 30.11.1983 по мотиву соответствия данного абзаца действующему законодательству. Следовательно можно сделать вывод, что указание в данной инструкции на то, что ТТН является единственным документом по учету хозяйственных операций является правомерным, а организации выступающие в качестве грузоотправителей обязательно должны оформлять ТТН. При этом в письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 «О признании недействующим абзаца 3 пункта 6 инструкции Минфина СССР, Госбанка СССР № 30,ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР №10/998 от 30.11.1983» ФНС сделал вывод, что утверждение о том, что форма ТТН является единственным документом, служащим для списаня ТМЦ у грузоотправителя и оприходования его у грузополучателя противоречит Постановлению Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, которым утверждена форма товарной накладной ТОРГ-12. Но и в данном письме содержится противоречие, так как в след за обзацем о том, что ТТН не единственный документ подтверждающий хозяйственные операции следует, что ТТН обязательна для отправителя и получателя грузов, при этом она служит основанием расчетов между заказчиком перевозки и перевозчиком. Возникает вопрос почему ТТН, а не акт выполненных работ, договор в совокупности экспедиторской распиской (накладной).
Кроме того, исходя из анализа судебной практики по спорам с перевозчиками (экспедиторами), для предъявления претензий (о недостаче, порче или утрате груза) к транспортной компании, такой документ как ТТН не требуется. Для судов доказательством приема груза к перевозке и ее осуществления, является наличие накладной (экспедиторской расписки).
На основании изложенного выше, можно сделать вывод о том, что наличие ТТН необязательно не только для грузополучателей, которые не являются заказчиком перевозки, но и для грузоотправителей, являющихся непосредственными заказчиками услуг по перевозке, поскольку документами подтверждающими оказание транспортно-экспедиционных услуг являются экспедиторские документы, в частности: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка, а для целей получения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12, счет-фактуры и договора. В интернете и правовых системах куча статей и разъяснений консалтинговых фирма по поводу обязательно ли нужно оформлять ТТН, которые по сути сводятся к потаканию налоговым органам и все как один говорят, что ТТН обязательна, при этом не одна из транспортных компаний не заполняет транспортный раздел ТТН.
Хотелось бы услышать ваше мнение.
Ну и заранее спасибо, кто дочитал рассуждение до конца.![]()