<blockquote>
<p>Директор по персоналу компании Miele Андрей Усенко пришел в компанию в начале года и застал новых коллег уже обученными работе с теорией командных ролей Мередита Белбина. Перед тем как принять Усенко на новую должность, его тоже попросили пройти тестирование по опроснику Белбина. «Предпочитаемыми ролями у меня оказались «исследователь ресурсов», «координатор», «душа команды» и «специалист», — рассказывает менеджер. — Наименее желательными — «шейпер» и «педант».</p>
</blockquote>
Александр Острогорский
<p><strong>Роль и обязанности</strong></p>
<p>Согласно другой теории распределения ролей в команде, созданной англичанами Чарльзом Маргерисоном и Диком Маккэном (см. врез), Усенко лучше всего должен справляться с функциями «консультирование», «обслуживание» и «производство», хуже — с «продвижением», считает тренер-консультант компании Team Training Евгения Смульская. «Для директора по персоналу это неплохая комбинация — он должен уметь поддерживать рабочую атмосферу в компании, от него требуется собирать информацию о состоянии кадров и предоставлять ее другим руководителям», — считает она. А вот ограничения в функции «продвижение» могут сказаться, например, на позиционировании, а то и на бюджетировании отдела. В то же время человек может справляться с задачей, даже если она лежит вне зоны его предпочтений, вне его роли. Просто он должен уделять ей повышенное внимание, добавляет Смульская.</p>
<p>В Team Training используют теорию Маргерисона и Маккэна. В России теория распространяется первый год — соответствующий опросник был переведен недавно и еще проходит валидизацию. «Нами было выполнено пока три проекта — запросы со стороны клиентов на формирование команды, определение ее сильных и слабых сторон», — говорит Смульская.</p>
<p>«На одном из тренингов обсуждался рабочий конфликт: участник тренинга вместе с коллегой работали над задачей, в которой контроль имел большое значение. Но его важность они понимали по-разному, в соответствии с психологическими особенностями: для одного важнее были новые идеи, для другого — четкость и точность их реализации. После тренинга функции внутри команды были перераспределены и конфликт исчерпан», — рассказывает Смульская.</p>
<p><strong>Теоретик и практики</strong></p>
<p>Исследование английского ученого Белбина о поведенческих типах людей и описание восьми (сейчас их число увеличилось до девяти) стабильных типов стало известно в начале 80-х гг., рассказывает старший консультант Belbin Associates и директор компании Kievits Ltd Татьяна Рунге. В России пока еще не много аккредитованных пользователей методов доктора Белбина: их практикуют в компаниях UC Rusal, Miele, есть несколько аккредитованных консультантов, сообщает Рунге.</p>
<p>В 2005 г. для топ-менеджеров UC Rusal тренинг проводил сам Белбин. Участие в нем принимала и Вера Курочкина, директор по связям с общественностью UC Rusal.</p>
Читать всю статью: http://www.klerk.ru/boss/?89756