<blockquote>
<p>Хотите демотивировать сотрудника — повысьте ему зарплату. В правильности этого рецепта убедился не один работодатель. У экономистов есть объяснение этому диву. С их точки зрения, подорожавший сотрудник теряет стимулы к увеличению производительности труда: вместо того чтобы тратить больше усилий в единицу времени (или больше времени для достижения результата), начинает расходовать рабочие часы более вальяжно. Расслабляется, одним словом.</p>
</blockquote>
Владимир Федорин
<p>Отец современной социологии Макс Вебер сказал бы, что несознательного сотрудника просто не осенил творческий дух капитализма. Желая проиллюстрировать разницу между капиталистическим и традиционным сознанием, Вебер сто лет назад рассказывал быль про поденщиков, которые в ответ на повышение расценок на сдельную работу не увеличивают, а снижают выработку — ровно настолько, чтобы получать те же деньги, что и раньше.</p>
<p>Современным предпринимателям на каждом шагу приходится иметь дело с такими вот пережитками традиционализма. Как показал нобелевский лауреат Джордж Акерлоф, решение переплатить вполне рационально: премия к рынку настраивает сотрудника на то, чтобы относиться к своей работе в фирме как к долгосрочному решению. Но что делать, если поджимают сроки? Можно, конечно, пообещать премию на случай, если аврал будет вовремя ликвидирован. Но можно поступить и ровно наоборот — дать деньги авансом, и “люди к тебе потянутся”.</p>
<p>Этот удивительный результат получили Шарль Бельмар и Брюс Ширер из Университета Лаваля в Квебеке в ходе естественного эксперимента. Полигоном для исследования стала фирма, специализирующаяся на озеленении. Форма оплаты труда — сдельная: доход работника (в среднем $200 в день) строго пропорционален количеству посаженных деревьев. Ради науки было сделано одно-единственное исключение: вдобавок к регулярному заработку сотрудники неожиданно получили по $80. Им объяснили, что фирма решила сделать им подарок и это больше не повторится. Затем исследователям оставалось только проследить, как подарок повлияет на производительность труда.</p>
<p>Выяснилось, что чувство благодарности для наемных работников — не пустой звук. Несколько дней после получения премии их выработка была выше, чем обычно, причем скачок в производительности был заметнее всего у сотрудников с наибольшим стажем работы в фирме. Бельмар и Ширер объясняют это тем, что премия была воспринята именно как подарок и работники считали своим долгом что-то подарить работодателю в ответ. Они оказались скупее, чем компания: увеличив производительность, каждый работник повысил доход фирмы в среднем на $40,7. Что ж, иногда лучше переплатить персоналу, чем потерять выгодного заказчика.
Читать всю статью: http://www.klerk.ru/boss?72221