<blockquote>
<p>Приобретение необходимого бюджетному учреждению оборудования и имущества по договорам лизинга представляет собой достаточно мощное средство повышения эффективности бюджетных расходов, позволяющее обеспечить потребность учреждения в данном имуществе при меньшем объеме текущих затрат имеющихся в распоряжении учреждения внебюджетных средств. Кроме того, учреждение не включает стоимость используемого предмета лизинга в расчет облагаемой базы по налогу на имущество.</p>
</blockquote>
<p>И. ГАРНОВ, руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО «А.И.Аудит-Сервис» </p>
<p>Для коммерческих организаций учет лизинговых операций регламентирован в ряде нормативных и рекомендательных документов Минфина России (см, например, приказ Минфина России от 17.02.97 г. № 15 (в ред. от 23.01.01 г.). Бюджетным учреждениям ввиду отсутствия соответствующих нормативных документов приходится руководствоваться, как правило, собственными соображениями.</p>
<p>Рассмотрим возможности и порядок учета бюджетными учреждениями имущества, приобретаемого по лизингу, и связанных с этим платежей.</p>
<p>Основными нормативными документами, составляющими правовую основу взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя, являются ГК РФ (§ 6 главы 34) и Федеральный закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ (в ред. от 26.07.06 г.) «О финансовой аренде (лизинге)».</p>
<p>В соответствии со ст. 4 указанного Закона лизингополучателем является физическое или юридическое лицо, которое согласно договору лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Отнесение договора лизинга к арендным отношениям подтверждается также включением § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» в главу 34 «Аренда» ГК РФ.</p>
<p>Вместе с тем приобретение бюджетным учреждением основных средств на условиях лизинга (в отличие от их аренды) ограниченно. Так, ст. 3 Закона № 164-ФЗ и ст. 665 ГК РФ установлено, что объектом лизинга может быть лишь вещь, используемая в предпринимательских целях. Поэтому использование бюджетных средств, выделяемых учреждению для финансирования уставной (т.е. некоммерческой) деятельности, для оплаты операций по договору лизинга согласно нормам действующего законодательства неправомерно.</p>
<p>По нашему мнению, исключение лизинговых отношений из сферы использования бюджетных средств не позволяет использовать преимущества лизинга для их текущей экономии. Основной причиной этого, по-видимому, является требование о недопустимости принятия бюджетным учреждением обязательств, не обеспеченных выделенными ему лимитами бюджетных обязательств. В результате не обеспеченные лимитами* финансирования лизинговые платежи, сроки которых выходят за рамки текущего года, не могут быть предметом заключаемых учреждением договоров.

Читать всю статью: http://www.klerk.ru/articles?68821