Аудиторское заключение за 2002 год необходимо составлять по новому стандарту, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 на основе федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ.
По новому стандарту аудиторское заключение больше не содержит ни аналитической, ни итоговой части.
При этом если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен чётко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчётность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при её наличии) в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчётности [правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности», пункт 38].
Далее, стандарт содержит пример аудиторского заключения в части, содержащей мнение с оговоркой:
«В результате проведённого аудита нами установлены нарушения действующего порядка составления финансовой (бухгалтерской) отчётности и ведения бухгалтерского учёта, а именно: в составе внеоборотных активов по строке 190 бухгалтерского баланса не отражена стоимость производственного оборудования в размере ХХХ тыс. рублей, а в составе оборотных активов по строке 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» не отражена сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на указанное оборудование, в размере ХХХ тыс. рублей. Соответственно по строке 621 «Поставщики и подрядчики» не отражена кредиторская задолженность перед поставщиком в размере ХХХ тыс. рублей [там же, пункт 45]».
Возникает вопрос, в каком составе аудиторское заключение должно быть предоставлено в налоговую инспекцию.
Рассмотрим все нормативные акты, регламентирующие состав бухгалтерской отчётности:
1) «Закон о бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, ст.13, п.2г: «бухгалтерская отчётность состоит из аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту»;
2) «Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», утв. приказом РФ от 29 июля 1998 года № 34н, п.90, содержит уточнения к порядку публикации отчётности: «в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчётность и итоговую часть аудиторского заключения»;
3) «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом МФ РФ от 6 июля 1999 года № 43н, п.41: «Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчётности, должна прилагаться к этой отчётности».
Понятие «итоговая часть аудиторского заключения» в новом стандарте отсутствует.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1) Вводить его самовольно, обозвав так часть «МНЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»?
2) Просто считать названную часть аналогом «итоговой части»?
3) Отдавать в налоговую ВСЁ?
Разумеется, проблема снимается, если аудит проводится заранее, и в отчётность вносятся необходимые исправления. Тем не менее, возможна ситуация, когда необходимость доначисления того или иного налога неочевидна. Аудитор обязан поставить руководство клиента в известность о риске, которому подвергается организация, но сообщать об этом в налоговую – значит, по меньшей мере, ввергать его в судебную нервотрёпку. Даже если налогоплательщик сможет отстоять свою точку зрения, радости ему это не принесёт.
У меня плохие предчувствия…