Сразу предупреждаю: это написано для дискуссии, а не как совет к действию
В связи с выходом небезызвестного письма ЦБР и МНС (Письмо МНС РФ и ЦБР от 1, 2 июля 2002 г. NN 24-2-02/252, 85-Т), разъясняющего, как следует понимать слово "сделка" в указании о расчетах наличными (Указание ЦБР от 14 ноября 2001 г. N 1050-У), я стал изучать правовые основы. Первое, что я установил: "письмо" не является нормативным документом не только в соответствии с нормами, установленными для федеральных органов исполнительной власти, но и для ЦБР (Положение ЦБР от 15 сентября 1997 г. N519 предусматривает издание НПА в форме положений, указаний, инструкций). Поэтому все толкования слова "сделка", что раньше приводились на форуме , по-прежнему могут применяться.
Второе. Я стал разбираться: а есть ли у ЦБР основания устанавливать лимит расчета наличными (да и лимит остатка кассы)? Существуют общие нормы ГК РФ:Ограничения кассового остатка и расчетов наличными ограничивают права собственности и, как можно видеть из приведенных статей ГК, могут устанавливаться законом (по крайней мере, в установленном законом порядке).Статья 128. Виды объектов гражданских прав
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав
1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться ... если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Отметим здесь, что слово "закон" может означать не только закон, но и принятые до введения в действие ГК указы Президента и постановления Правительства. И это сильно осложняет ситуацию, поскольку существует Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения":Однако я склонен полагать, что в части предельного размера расчетов этот указ утратил силу почти сразу же, поскольку в том же 92-м году был принят Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1Впредь до нормализации денежного обращения и ликвидации напряженности с денежной наличностью постановляю:
1. Установить, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы:...
- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий...
"О валютном регулировании и валютном контроле":Впрочем, был еще Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3537-I "О денежной системе Российской Федерации":Статья 2. Защита валюты Российской Федерации
1. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.Правительство даже успело несколько раз установить соответствующие лимиты. Но этот Закон был отменен в 1995 году, с введением очередной редакции Закона о ЦБР.Статья 14. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке.
На сегодняшний день именно закон о ЦБР является главной основой всех ограничений. В действующей редакции (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") содержатся следующие нормы:Можно ли эти нормы трактовать как основание для введения ограничений предельного размера расчетов? С моей точки зрения, нет. Здесь я еще раз обращусь к ГК РФ:Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:...
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;...
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;...
Статья 34. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
определение порядка ведения кассовых операций.Из вышеприведенного текста следует, что ограничения расчетов должны быть прямо предусмотрены законом. Закон о ЦБР такого ограничения не предусматривает, и произвольное введение такого ограничения Банком России противоречит ГК.Статья 861. Наличные и безналичные расчеты
2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
К сожалению, менее однозначна ситуация с лимитом кассы. Введение лимита кассового остатка было предусмотрено указом 92-го года, и не существует очевидного противоречия между этим указом и позднее принятыми законами.
Буду благодарен за критику