На Клерк.Ру и в ряде форумов тема наездов налоговых (пенсионных) органов занимает чуть ли не центральное место. Как часто приходится убеждать народ в неправоте госорганов. Особенно этим грешит ПФР - почти все НПА этого всеми любимого органа не имеет юридической силы. А гонору у работников ПФР, как у Жириновского.
Последняя выходка МНС с новой формой отчета по ЕСН и возникшая в связи с этим паника в бухгалтерском сообществе заставила меня сделать следующее (как мне раньше в голову не пришло!):
[size=18:cd813f8407][b:cd813f8407]УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ[/b:cd813f8407][/size:cd813f8407]
[i:cd813f8407]Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.[/i:cd813f8407]
[size=18:cd813f8407][b:cd813f8407]1. Обязательные условия вступления в силу
нормативных правовых актов[/b:cd813f8407][/size:cd813f8407]
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. [b:cd813f8407]Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.[/b:cd813f8407]
Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.
От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).
Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят нормативный характер, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, [b:cd813f8407]обязательными условиями вступления НПА в силу являются:[/b:cd813f8407]
1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 N 763);
2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.99 N 217).
[b:cd813f8407]1.1. Официальное опубликование[/b:cd813f8407]
Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 N 5-ФЗ), а для актов Президента РФ, актов Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
[u:cd813f8407]Для ведомственных НПА [/u:cd813f8407](за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ РФ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") официальным опубликованием считалось опубликование в "Российских вестях" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 N 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что [b:cd813f8407]указанные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете"[/b:cd813f8407] вместо газеты "Российские вести", как было ранее.
Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования является "Вестник Банка России" (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 N 394-1).
Для НПА ФКЦБ РФ - "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263).
[b:cd813f8407]1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ[/b:cd813f8407]
С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.
Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что [b:cd813f8407]акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.[/b:cd813f8407]
В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.
[size=18:cd813f8407][b:cd813f8407]2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов[/b:cd813f8407][/size:cd813f8407]
[b:cd813f8407]2.1. Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания[/b:cd813f8407]
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.
Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".
Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.
Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:
1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";
2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.
Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановил до 1 января 2000 г.)
Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.
Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
[b:cd813f8407]2.2. Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ[/b:cd813f8407]
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).
Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Данный порядок является общим и применяется в случаях:
- если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
- в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).
[b:cd813f8407]2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда[/b:cd813f8407]
В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.
Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[b:cd813f8407]2.4. Порядок вступления в силу НПА федеральных органов исполнительной власти[/b:cd813f8407]
Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 НПА федеральных органов исполнительной власти[b:cd813f8407] [color=red:cd813f8407]вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.[/color:cd813f8407][/b:cd813f8407]
НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).
[b:cd813f8407]2.5. Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России[/b:cd813f8407]
Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", п. 6.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России "О порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.97 N 519 (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).
[b:cd813f8407]2.6. Порядок вступления в силу нормативных актов, издаваемых ПФ РФ, Федеральным фондом ОМС, ФСС РФ и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации[/b:cd813f8407]
С 20.03.2001 Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. Она осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации [color=red:cd813f8407]в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.[/color:cd813f8407]
Критерии отбора актов, подлежащих государственной регистрации, те же, что и для актов федеральных органов исполнительной власти, а именно: акты должны затрагивать права и обязанности граждан, устанавливать правовой статус организаций или носить межведомственный характер.
Акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Никаких особенностей вступления в силу указанных актов Указ Президента РФ не устанавливает.
[size=9:cd813f8407]Материалы подготовлены специалистами АО "Консультант Плюс"[/size:cd813f8407][size=12:cd813f8407][/size:cd813f8407]