1. Кто устанавливает размер оплаты содержания общего имущества?—
Статья 137 ЖК
"... 1. Товарищество собственников жилья вправе: ...
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме ...
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме ...
3. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов ...".
Закон устанавливает безусловную обязанность члена ТСЖ оплачивать содержание общего имущества в своей доле в размере, установленном ТСЖ. Член ТСЖ может в любой момент выйти из ТСЖ.
В то же время из текста Закона явно следует возможность диктата со стороны ТСЖ размеров оплаты затрат по управлению общим имуществом и для собственников-нетоварищей.
Правда, размер оплаты должен быть подтверждён сметой, а смета должна быть обоснована. Но может ли влиять нетоварищ на размер з/п управленца или дворника в ТСЖ? — Нет. Следовательно, размер оплаты может отличаться от общегородских норм в разы. Учитывая то, что в ТСЖ будут организовываться собственники преимущественно с хорошим достатком и завышенными требованиями к содержанию общего имущества, такая ситуация более чем вероятна.
2. Кто определяет минимальные требования к содержанию общего имущества и минимальные платежи? —
Статья 12. ЖК
"... К компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся: ... 2) установление требований ... к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах ...".
Статья 39. ЖК
"... 3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ ...".
Статья 155. ЖК
"... 4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда ... Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится [B]наймодателем[\B] этого жилого помещения ...".
Статья 156. ЖК
"... 1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства ...
3. Размер платы за пользование жилым помещением ... для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда ... устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) ...
5. Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ...".
Таким образом, для нанимателей муниципального жилья установлен фиксированный размер оплаты содержания общего имущества дома, а разницу (если она есть) обязан доплачивать в ТСЖ собственник (муниципальный бюджет), даже если он не является членом ТСЖ!
Собственник же обязан подчиниться решению ТСЖ о размерах платежей, а если не согласен с ними, то оспаривать их в суде. Думаю, что это бесперспективное занятие...
Условия для "расслоения" жилых массивов на престижные и дешёвые дома, на мой взгляд, созданы и "процесс пошёл". Хорошо ли это или плохо — не знаю, но этот процесс, по крайне мере, обеспечит право выбора каждому гражданину уровня безопасности своего жилища, зависящего только от его финансовых возможностей.
3. Возможно ли увеличение платы за содержание общего имущества вследствие увеличения имущества?
Статья 36 ЖК
"... 3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме ...".
Этот вопрос наиболее болезненный. ЖК РФ не определяет возможность большинства собственников (или членов ТСЖ) "заставить" насильно увеличить свою собственность собственников помещений в доме. Право собственности должно быть "приобретаемо" гражданином добровольно. Обоснование этого утверждения выходит за рамки ЖК РФ.
Поэтому, сообразуясь пока лишь со здравым смыслом и по аналогии с приведённой цитатой из ЖК делаем предположение: увеличение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Отсюда неутешительный вывод — установленный домофон не может быть общей собственностью дома до тех пор, пока не получено согласие всех собственников. Соответственно и платежи за его эксплуатацию любым несогласным собственником могут быть проигнорированы.
Однако домофон может быть собственностью ТСЖ и тогда платежи за эксплуатацию обязательны для членов ТСЖ.
Преодоление этой ситуации, возможно, лежит в области обоснования установки домофона (установки ворот, установки узла учёта тепла и т.п.) улучшением потребительских свойств общего имущества (а не увеличением количества его), что, на мой взгляд, полностью соответствует уставным целям ТСЖ и решение находится в прямой компетенции ТСЖ. Правда, при этом не ясен предел совершенствования имущества — можно ведь и вертолётную площадку оборудовать на кровле!![]()
На этом я заканчиваю свои размышления и предположения и готов выслушать критические замечания.![]()
Всех с наступающим Новым Годом.
![]()