Не мог пройти мимо. Само заключение: http://regulation.gov.ru/projects#npa=21630
от 07.09.2015 № 24677-ОФ/Д26и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия
на проект федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 10 по 25 апреля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 9 по 24 июня 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 00/03-22661/01-15/16-13-5).
По информации разработчика замечания и предложения, поступившие на этапе уведомления и в рамках проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, включены разработчиком в сводку замечаний и предложений с указанием сведений об их учете либо причинах отклонения.
Минэкономразвития России во исполнение пункта 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия в период с 29 июля по 3 августа 2015 г. провело публичные консультации органами и организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Мнения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,
НК «Национальный совет финансового рынка», Российской ассоциации производителей кассовой техники, НО Региональная ассоциация ломбардов «РегиАЛ» учтены при подготовке настоящего заключения.
В рамках подготовки настоящего заключения 31 августа 2015 г. в Минэкономразвития России состоялось совещание с представителями Минфина России, Банка России, ФНС России, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также субъектов предпринимательской деятельности, в том числе производителей ККТ.
Проектом акта предусмотрена реализация механизма перехода на применение контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) с передачей информации о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Такой механизм, по данным разработчика, позволит осуществлять в автоматическом режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок; сократит ежегодные издержки налогоплательщиков, связанные с использованием ККТ и позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств. Проект акта предусматривает формирование кассового чека не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость перехода на применение ККТ с функцией передачи фискальных, создание современной автоматизированной системы контроля за применением ККТ, с учетом положительных результатов эксперимента 2014-2015 гг. по применению указанного вида ККТ в отдельных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, представляется, что декларируемые разработчиком проекта акта цели по снижению административной и финансовой нагрузки на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключению необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращению ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, могут быть достигнуты только в отношении организаций, которые согласно законодательству Российской Федерации обязаны при расчетах с покупателями (клиентами) использовать ККТ, и только при условии плавного перехода к новым требованиям.
Учитывая количество субъектов проектируемых правоотношений, количество необходимого оборудования (в том числе нового вида), а также значительное количество подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации проекта акта, в том числе в части технических требований к новому виду ККТ, считаем необходимым предусмотреть длительный переходный период (не менее 7 лет), в течение которого наравне с возможностью применения ККТ с функцией передачи фискальных данных в пользовании могут находится действующие в настоящее время ККТ без указанной функции.
Кроме того, до насыщения рынка новыми видами ККТ, в целях не допущения ажиотажного спроса и дефицита указанной техники представляется необходимым предусмотреть достаточный период (не менее трех лет), в течение которого субъекты предпринимательской деятельности смогут приобретать те виды ККТ, которые легитимны в настоящее время (без функции передачи фискальных данных).
Одновременно обращаем внимание на следующие риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1.Проектом акта представлена новая редакция статьи 2
«Особенности применения контрольно-кассовой техники» Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
(далее – Закон № 54-ФЗ), которая исключает существующую согласно действующему законодательству возможность для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), при осуществлении видов деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (ПСН), при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации введена патентная система налогообложения, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Между тем материалы сводного отчета не содержат обоснований расширения круга субъектов предпринимательской деятельности, обязанных формировать кассовые чеки.
Учитывая, что плательщиками ЕНВД и ПСН выступают представители малого
(в том числе микро-) бизнеса, для развития которых и были разработаны и внедрены специальные режимы налогообложения, в том числе предусматривающие их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на доходы для физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), предполагающие упрощенный порядок администрирования и пониженные налоговые ставки, введение дополнительного требования о наличии ККТ для таких субъектов предпринимательской деятельности представляется необоснованным и избыточным и не согласующимся с заявленными разработчиком целями регулирования.
При этом по состоянию на 1 января 2015 г., по данным ФНС России, общее количество плательщиков ЕНВД составляет 2,1 млн. единиц, а плательщиков ПСН –
99 тыс. единиц. Таким образом, под сферу регулирования подпадает значительное число малых предприятий.
По экспертным данным при оценке находящихся в настоящее время в эксплуатации более 1,2 млн. единиц ККТ и стоимости фискальных регистраторов
от 20 тыс. рублей, совокупные затраты пользователей ККТ составят более 20 млрд. руб.
Вместе с тем следует отметить, что крупные организации в основном используют в качестве ККТ фискальные регистраторы, передача данных с которых (на которые) осуществляется с применением компьютера (сервера). В данном случае потребуется доработка и доналадка уже используемого контрольно-кассового оборудования. Однако у малых и средних предприятий такие возможности отсутствуют, в связи с чем основное бремя затрат по переходу на новые виды ККТ будут нести именно данные категории субъектов предпринимательской деятельности, что в свою очередь повлечет за собой неблагоприятные как экономические, так и социальные последствия в виде сокращения количества предприятий, сокращения рабочих мест, роста теневого оборота, а также снижения доходов бюджета в части объемов поступающих патентных платежей и налога на вмененный доход.
Согласно пункту 5.1 сводного отчета принятием проекта акта предполагается достигнуть следующие цели: снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключить необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ, сократить ежегодные издержки налогоплательщиков, связанные с использованием ККТ, а также создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматическом режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.
Обращаем внимание, что указанные цели не могут быть достигнуты в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации в настоящее время не обязаны использовать ККТ при осуществлении расчетов. Наоборот, административная и финансовая нагрузка на них существенно возрастает (в части микро- и малых предприятий указанная нагрузка может привести к прекращению ведения бизнеса), создать условия для осуществления дополнительных проверок, увеличить ежегодные издержки на ведение бизнеса в связи с необходимостью приобретения и обслуживания ККТ.
Обращаем внимание на высокую «чувствительность» сектора малого и среднего предпринимательства, в первую очередь микропредприятий, к любым изменениям в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, приводящим к росту финансовой и административной нагрузки. При этом, как правило, в наибольшей степени такие изменения влияют на предпринимателей, ведущих деятельность в небольших муниципальных образованиях, удаленных от административных центров субъектов Российской Федерации и характеризующихся низким платежеспособным спросом (что в свою очередь не позволяет предпринимателям увеличить рынок сбыта продукции и повысить доходность бизнеса).
Так, в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» с 1 января 2013 года фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей был увеличен в два раза, что повлекло за собой массовое снятие с учета индивидуальных предпринимателей. За период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года, по данным ФНС России, число индивидуальных предпринимателей сократилось на 512 тыс. ед. (на 12,7%).
2.Кроме того, требование об использовании ККТ проектируется также в отношении кредитных организаций при расчетах за товары (работы, услуги) с использованием всех электронных средств платежа, которые в настоящее время освобождены от такой обязанности. Устанавливаемые проектом акта обязанности будут распространяться на организации и индивидуальных предпринимателей при получении ими денежных средств, в том числе путем перевода с банковских счетов с использованием систем дистанционного банковского обслуживания.
Обращаем внимание, что осуществление перевода денежных средств сопровождается предоставлением как плательщикам, так и получателям денежных средств соответствующих документов, подтверждение перевода отражается также и в системе учета кредитных организаций с обеих сторон транзакции (плательщика и получателя средств). Полагаем, что действующее законодательство Российской Федерации позволяет в полной мере обеспечить учет поступлений денежных средств в форме безналичных расчетов без введения дополнительных требований по использованию ККТ при осуществлении безналичных расчетов.
Представляется, что проектируемое расширение круга лиц, использующих ККТ при расчетах с покупателями (клиентами), является необоснованным и, учитывая общую экономическую ситуацию, может оказаться дополнительным негативным фактором, ухудшающим состояние кредитных организаций.
3.Одновременно перечень лиц, на которых проектом акта распространяется требование о применении ККТ, дополняется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обращаем внимание, что проектируемое регулирование поставит в неравные конкурентные условия торговые Интернет-площадки, зарегистрированные на территории Российской Федерации, по сравнению с аналогичными организациями, находящихся в юрисдикции других стран (в частности, Китая), осуществляющих Интернет-торговлю по всему миру, в том числе в Российской Федерации, что, в свою очередь, может привести к уходу российских налогоплательщиков – владельцев объектов Интернет-торговли в юрисдикцию других стран.
Кроме того, подпунктом «б» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. № Пр-815ГС Правительству Российской Федерации было поручено подготовить и представить предложения по отмене обязательного применения ККТ при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах.
Таким образом, проектируемые нормы в части введения требования о применении ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», идут вразрез с поручением Президента Российской Федерации.