В комментируемом письме налоговые специалисты упомянули еще об одном документе — товарной накладной. Они не стали подробно разъяснять правила заполнения этого документа. Однако у организаций нередко возникают вопросы и с оформлением этого бланка, поэтому мы расскажем о такой унифицированной форме подробнее.
Товарная накладная ТОРГ-12 нужна для того, чтобы оформить продажу или передачу товарно-материальных ценностей контрагенту. Она составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у передающей стороны (продавца) и подтверждает факт списания имущества с баланса. Второй экземпляр передается принимающей стороне (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно абзацу 2 пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н), первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированной (типовой) форме. А документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных (типовых) форм, должны содержать такие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Все реквизиты товарной накладной ТОРГ–12 утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. То есть ТОРГ-12 — унифицированная (типовая) форма. Чтобы такой документ был принят к учету, достаточно заполнить лишь те данные, графы для которых предусмотрены в бланке, утвержденном Госкомстатом России.
Несмотря на это, некоторые налоговые инспекторы, а с их подачи и сами организации требуют от своих поставщиков включать в бланк накладной дополнительные реквизиты: например, ИНН, адрес организации и контактную информацию, банковские реквизиты и т. п. Такие данные безусловно полезны. Они позволяют точно идентифицировать поставщика. Ведь в последнее время появилось много организаций с одинаковыми или схожими названиями.
Однако подобная детализация — дело добровольное. Дополнять товарную накладную нужно с обоюдного согласия обеих сторон. Тем более что некоторые компьютерные бухгалтерские программы не поддерживают функцию изменения внешнего вида унифицированных форм первичных документов. Поэтому для отдельных поставщиков будет трудоемкой или даже непосильной задача по оформлению накладной ТОРГ-12 с иными, не предусмотренными изначально данными.
Московское налоговое управление и столичные арбитры негативно относятся только к отсутствию каких-либо обязательных реквизитов в типовых формах первичных документов (письма УМНС по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738, от 11.07.2003 № 26-08/38889, постановление ФАС Московского округа от 13.01.2004 № КА-А40/10978-03). Наличие же в них дополнительной информации, так же как ее отсутствие, не является нарушением ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Так что бояться необоснованных претензий со стороны налоговых кураторов из территориальных инспекций не стоит. Правильность своей точки зрения в этом вопросе организации легко будет отстоять с помощью публикуемого письма, а также документов и аргументов, перечисленных в этом комментарии.